Что такое факторинг?

1
2453

Содержание

  • Немного истории
  • Виды факторинга
  • Чем факторинг отличается от кредитования?
  • Зачем факторинг нужен предприятиям?

Что такое факторингФакторинг – это разновидность торгового кредитования, которая заключается в передаче третьему лицу задолженности дебитора перед компанией-поставщиком услуг или товаров.

В бизнес-литературе существует немало подобных формулировок, точно определяющих понятие этого вида финансовой деятельности. Но все же для уяснения того, что такое факторинг, необходим перевод экономической терминологии на «человеческий язык». Простыми словами факторинг — это трехсторонняя сделка, в которой между кредитором и должником выступает посредник. Обычно эта схема применяется в предпринимательской сфере.

К примеру, приобретающая товар или услуги сторона желает получить небольшую отсрочку для оплаты – неделю или десять дней. Поставщик не против предоставить эту отсрочку, но при большом финансовом обороте даже эти десять дней влияют на товарооборот. А если все клиенты захотят отгружать товар, расплачиваясь лишь через какое-то время? А вдруг с фирмой-клиентом случится какая-то неожиданность и она не сможет вернуть долг? Раздавая кредиты направо и налево, недолго и обанкротиться.

И тогда на сцене появляется фирма-фактор, удовлетворяющая нужды обеих сторон: покупатель получает свою отсрочку, а продавец – быстрые деньги, составляющие большую часть суммы задолженности. Факторинговая компания берет комиссию, имея прибыль с каждой операции. Естественно, предварительно рассчитывается платежеспособность и надежность дебитора, поскольку подобное сотрудничество зачастую становится постоянным.

Иногда фактор выкупает уже существующую задолженность – например, если должник не успевает рассчитаться вовремя или продавцу срочно понадобились деньги.

Эти операции производят банки и специальные факторинговые компании или фирмы. Они предоставляют своим клиентам и другие услуги – бухучет, инкассацию, страхование.

Немного истории

Слово «факторинг» пришло к нам из английского языка, наиболее к нему подходит понятие «посредничество». Различные исследователи развития экономики относят появление факторинга к разным временам – начиная с Вавилонского царства и оканчивая 19-м веком. Одна из самых распространенных версий гласит, что стартовой точкой можно считать основание в 17-м веке британского «Дома факторов».

Бурный рост факторинговых компаний припадает на конец 19-го столетия, когда началось стремительное развитие частного бизнеса в США. Тем не менее, традиции и правила факторинга в современном понимании этого явления устоялись лишь к 1950-м годам. Для России это довольно молодая сфера финансовой деятельности. Первые попытки внедрения факторов на тогда еще советский рынок относятся к 1989 году. Правда, в то время выкупались только просроченные задолженности, и спектр предоставляемых услуг был очень мал. Но в 2000-х годах у российского факторинга открылось второе дыхание, и он начал постепенно завоевывать финансовый рынок.

Виды факторинга

Существуют различные формы факторинговых сделок, которые зависят от количества участников, возможности возмещения убытков и других нюансов.

  1. С регрессом и без регресса. Выкупая право на все суммы задолженности дебитора, компания-фактор может внести пункт о возмещении продавцом средств в случае, если должник не сможет рассчитаться. Это называется факторинг с регрессом. Если же факторинговая компания берет все риски на себя и не намерена требовать возмещения убытков, то это сделка без регресса.
  2. Закрытый и открытый. При закрытых сделках кредитор не обязан уведомлять дебитора о продаже прав на получение долговых средств, в процессе участвует только две стороны. Это выглядит так: покупатель оформляет у поставщика рассрочку, поставщик перепродает долговые обязательства фирме-фактору и получает деньги в установленном договором объеме (до 95 процентов от общей суммы заема). Когда покупатель рассчитывается с поставщиком, последний передает фактору всю сумму задолженности и получает оставшиеся проценты за вычетом комиссии. В случае открытого сотрудничества в сделке задействованы все три стороны. Дебитор получает у поставщика продукцию и погашает задолженность напрямую фирме-фактору.
  3. Прямой и взаимный. Прямым называется факторинг в котором участвует только один посредник. Взаимный (двухфакторный) – при участии двух фирм-факторов – обычно производится при зарубежных операциях, где посредник действует в своей стране от лица зарубежной факторинговой компании.
  4. Реальный и консенсуальный. Реальные факторинговые сделки заключаются на момент уже имеющейся задолженности, а консенсуальные касаются будущих операций.

Чем факторинг отличается от кредитования?

Можно было бы сказать, что факторинг – это и есть кредит, но дело в том что эти услуги, обладая сходной сутью, отличаются во многих деталях.

В первую очередь факторы занимаются финансированием текущей деятельности своих клиентов, обеспечивая рассрочку небольших сумм на малый промежуток времени, не больше полугода. Кредитование является скорее инвестиционным инструментом и рассчитано на большой временной период – иногда на 10 или 20 лет.

Кроме того, продавец обычно получает не всю сумму, а лишь ее большую часть, оговоренную с посредником. Остаток средств будет переведен на его счет лишь после того, как дебитор полностью рассчитается. В кредитовании же клиент получает всю сумму сразу. Также в факторинге (в отличие от кредита) не нужен залог.

При факторинговых сделках нужны только счет-фактура и накладная, в то время как для оформления кредита потребуется куда больше документов. При кредитовании получатель и должник – одно лицо; в факторинге деньги получает одна фирма, а выплачивает долг – другая.

Зачем факторинг нужен предприятиям?

Факторинг – это хорошее подспорье в бизнесе, поскольку позволяет практически полностью сократить проволочки, связанные с оплатой товаров и услуг в рассрочку. Ведь в современном мире нужно действовать быстро. Для этого и существуют факторы – они обеспечивают бесперебойную циркуляцию товара и финансов, но при этом помогают клиентам получить необходимую отсрочку платежа.

Правда, в России довольно велик комиссионный процент – 15-20% от полученной суммы, поэтому факторинг нельзя назвать панацеей от всех проблем. Покупателю придется выбирать между существенной переплатой и немедленным внесением денег за полученный товар. Но, тем не менее, эта услуга помогает развивать свой бизнес и наращивать товарооборот. Факторинговая система будет полезна для тех, кто решил выйти на новый уровень и нуждается в одноразовом финансовом шлюзе, для открытия новых торговых точек или расширения производства, для решения финансовых трудностей, связанных с непредвиденными накладками. В общем, факторинг – это удобный бизнес-инструмент, который при правильном использовании может сослужить отличную службу своим клиентам.

1 комментарий

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя