Как научить ребенка обращаться с деньгами?

1
2648

Содержание

  • Чему учить ребенка, пока он еще мал?
  • Карманные деньги
  • Научились тратить — учимся копить
  • Школьник и деньги
  • Как относиться к рекламе
  • Подросток и финансовая грамотность

Как научить детей обращаться с деньгамиЛюбой родитель считает, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый знает, как именно это делать правильно. И сложностей тут много. Во-первых, не всегда родитель сам смог получить подобные знания в детстве. Во-вторых, в обществе развит культ потребления, и денежный вопрос становится слишком значимым, особенно при нестабильной экономике. И, в-третьих, потому что подходов к обучению обращению с деньгами существует великое множество, и все они, с точки зрения их авторов, — самые правильные. Что же делать родителям? Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Нужно учитывать, что никакие теоретические знания и специально созданные игровые ситуации не принесут пользы, если ребенок не будет видеть правильного отношения к деньгам на конкретных примерах, которые будут постоянно демонстрировать родители в магазине, в банке или при планировании расходов дома.

Чему учить ребенка, пока он еще мал?

В возрасте 4-6 лет ребенок еще не в состоянии понять абстрактный смысл денег. Можно учить его каким-то конкретным и простым действиям, связанным с деньгами, например, различать монетки, передать деньги кассиру при совершении покупки. Полезно объяснить малышу, что родители ходят на работу, получают за свою работу деньги и покупают на них разные вещи. Полезным навыком будет рассматривание вместе с малышом рекламного буклета магазина — с объяснениями, что, покупая товары, на которые предлагается скидка, можно потратить меньше денег.

Ребенка в 6-8 лет следует учить, что если деньги потрачены, их больше не будет, и просто так им взяться неоткуда. Наглядно это видно в магазине, когда деньги за покупки отдаются кассиру. Менее нагляден урок, если на кассе расплачиваются с помощью карты. Малыш часто воспринимает карту как способ исполнить любое желание.

Еще один обязательный урок для малыша в магазине: разделение трат на обязательные и необязательные. Следует научить ребенка пользоваться заранее составленным списком покупок, правильно выбирать нужные продукты. Чуть позже к этим умениям нужно добавить способность ориентироваться в ценах.

Если ребенок просит купить ему еще одну игрушку или конфету, нужно объяснить, что делать это нецелесообразно: она окажется лишней. Имеет смысл объяснить ребенку, как именно стоит потратить имеющуюся сумму, чтобы были приобретены все необходимые запланированные вещи. Западные психологи при этом не рекомендуют употреблять выражения «нам это не по карману, мы не можем этого купить». У ребенка в этом возрасте такая фраза вызовет беспокойство и страх.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать, откуда берутся деньги и куда они затем тратятся: деньгами оплачиваются счета, продукты, спортивные секции для него и родителей, поездки и тому подобное.

Родители маленького Ильюши пожаловались, что их сын устраивает истерики в магазине, если ему что-то не купили. Психолог, к которому они попали на прием, выяснил, что в семье есть бабушка, которая всегда идет на поводу у внука и покупает ему то, что он хочет: с бабушкой пришлось провести беседу. В семье должны быть единые представления о том, что ребенку можно, а что нельзя. Со временем ребенок перестал капризничать.

Карманные деньги

Следует выдавать ребенку деньги на карманные расходыКогда малыш научится хорошо считать и ориентироваться в достоинствах купюр (а происходит это, как правило, в возрасте 7-9 лет), можно начинать выделять ему карманные деньги. Конкретная сумма при этом определяется благосостоянием семьи, но, в любом случае, она не должна оказаться слишком значимой для семейного бюджета. Чем младше ребенок, тем чаще должна быть периодичность выдачи карманных денег. Например, семилетке можно выдавать сумму на неделю, в 10 лет — на две недели, а подростку целесообразно выдавать всю запланированную сумму раз в месяц, чтобы он учился рассчитывать свои средства в течение всего этого периода.

Карманные деньги ребенок должен тратить сам и решать, на что именно, тоже сам. Осуждая малыша за якобы нерациональные траты, мы искажаем сам смысл выдачи карманных денег. Это не значит, что с ним не стоит обсуждать предстоящие траты: стоит, и советовать, безусловно, нужно, а вот осуждать и запрещать — нет. Однако если ребенку денег не хватило, и он просит дополнительную сумму, не стоит сразу спешить ему на помощь: ответственность за траты ребенок должен нести сам.

Выдавая ребенку деньги на карманные расходы, имеет смысл придерживаться следующих правил:

  1. Сумма не должна зависеть от того, как ребенок себя вел или учился в школе, если, конечно, вы заранее не договорились о каких-то «премиях».
  2. Ребенок должен чувствовать определенность, поэтому деньги должны выдаваться регулярно.
  3. Теперь больше не стоит покупать ребенку всякие мелочи, пусть он это делает из собственных средств, и таким образом учится рассчитывать свои траты.

Не все родители считают, что ребенку следует давать карманные деньги. Объяснений и причин здесь сразу несколько. Иногда маме или папе кажется, что, имея деньги в кармане, дети будут слишком свободны: могут уехать на другой конец города, гулять по магазинам без конкретной цели, покупать ненужные мелочи. Родителей, которым такое поведение кажется недопустимым, можно понять, но их дети при этом часто чувствуют себя обделенными, ведь у их приятелей таких проблем нет. Нередко родители отказом в карманных деньгах пытаются сохранить полный контроль над ребенком и влияние на него: им психологически комфортнее купить все, что он захочет, но только после конкретной просьбы.

Родители 12-летней Ани обратились к психологу после того, что выяснилось: девочка не тратит выдаваемые деньги сама, а дает их в кредит под проценты одноклассницам. В результате этих кредитов одноклассницы возненавидели Аню. Психологу пришлось разъяснять Ане, что иногда можно помогать друзьям деньгами, но зарабатывать этим в детском возрасте нельзя. Родители взяли с Ани слово, что в ближайшие полгода она будет отчитываться о том, куда тратит карманные деньги.

Научились тратить — учимся копить

Как научить ребенка обращаться с деньгамиРебенок уже научился самостоятельно тратить карманные деньги, но постепенно стал понимать, что их постоянно не хватает? Самое время поговорить о накоплении денег.

Рекомендуется такое простое упражнение: выкладывать башенку из монеток одного достоинства и спрашивать малыша, много ли в башенке денег. Сначала ребенок будет отвечать «нет», но потом башенка станет больше, и ответ будет «да». Очень наглядное упражнение, показывающее, что если не тратить все сразу, а копить, можно купить что-то большое и ценное.

Кстати, упражнение можно продолжить, выстраивая башенку до тех пор, пока она не упадет. Ведь копить до бесконечности действительно не имеет смысла, не правда ли? Теперь ребенку можно подарить кошелек или красивую копилочку, чтобы он мог копить деньги.

Школьник и деньги

В западных странах ребенку, которому исполнилось 10 лет, открывают собственный счет в банке и доверяют управлять им самостоятельно. Иногда такая практика может оказаться полезной и в нашей стране. Но, в любом случае, посещение школьником банка, разумеется, вместе с родителями, будет полезно в плане его общего развития. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть информация о способах обращения с деньгами. Младшему школьнику вполне доступны знания об ипотеке, зарплатных картах, банковских депозитах и кредитах. Полезно показывать школьнику свои записи о доходах и расходах. Для этого можно нарисовать денежные поступления и траты на бумаге или воспользоваться специальными компьютерными программами.

Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику — это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.

Школьника следует научить заполнять квитанции, следить за балансом. Удобно использовать для обучения электронный кошелек. Заинтересовать ребенка накоплением можно рассказом о процентных ставках и накопительных счетах. Обучая школьника обращению с деньгами, нужно не забывать, что человек, у которого недостаточно такого опыта, с трудом сможет определить соотношение цены покупки и ее качества, поэтому его приобретения часто будут оказываться невыгодными.

Родители 14-летнего Коли рассказали психологу историю о том, как мальчик не оправдал их доверие. Они просили его ходить в Сбербанк и платить за коммунальные платежи. Вместо этого Коля брал деньги себе, а родителям говорил, что квитанцию оплатил. Через несколько месяцев выяснилось, что Коля обманывал родителей и накопился большой долг. С Колей пришлось провести беседу: как копить деньги, никого не обманывая.

Как относиться к рекламе

Особый и очень важный вопрос, напрямую касающийся финансовой грамотности — отношение детей к рекламе, которая требует покупать все больше и больше.

Защитить детей от потока рекламы мы не можем, но можем научить относиться к ней с некоей дозой скептицизма. Можно периодически обсуждать с ребенком те хитрости и недомолвки, которые используют авторы рекламы. Может быть, в ней не упомянуты отрицательные качества товара? Может быть, цена, которую хотят за этот товар, не слишком разумна? А может быть, существуют товары с лучшими качествами и по более приемлемой цене? Полезно объяснять ребенку, что реклама для того и создается, чтобы человек при ее просмотре захотел купить рекламируемую вещь, и чтобы ему показалось, что как раз без нее-то ему не обойтись.

Подросток и финансовая грамотность

Финансовая грамотность подросткаВ среднем и старшем школьном возрасте ребенок должен хорошо представлять себе, что такое налоги и необходимость их выплаты. Кроме того, он должен иметь представление об осторожности при хранении финансовой информации, например пин-кодах, паспортных данных. Подростку стоит объяснить, что не следует выбрасывать финансовые документы в мусорные корзины: они могут привлечь внимание не слишком добропорядочных людей.

Не стоит спорить, что можно сэкономить немалую сумму, если приучить себя не совершать импульсивных покупок. Прежде чем купить что-то, следует ответить себе на несколько простых вопросов:

  • на самом ли деле мне нужна эта вещь?
  • может быть, я смогу ее купить дешевле?
  • достаточно ли у меня денег, чтобы покупка не пробила брешь в бюджете?
  • а, может быть, на эти деньги можно купить что-то другое?

Если честно отвечать на них, от многих покупок удается безболезненно отказаться.

Эффективная техника — отложенная покупка. Что это значит? Если у подростка есть нужная сумма на приобретение понравившейся вещи, порекомендуйте ему повременить с покупкой. Если желание не попадет через 1-2 дня, значит, вещь действительно стоит того, чтобы ее купили.

Еще одно совсем маленькое дополнение. Деньги — вещь очень важная, делающая жизнь намного комфортнее. Когда человек зарабатывает много, это намного лучше, чем небольшая зарплата. Все так, и все же, деньги — это только часть жизни, а не самое главное в ней: это ребенку придется как-то объяснить.

Автор: Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

1 комментарий

  1. Любопытно, что коммерческая жилка у сына проявилась в детстве, хотя у меня, считаю, ее не было. Где-то во втором классе он изобрел какие-то самодельные наклейки, которые стали пользоваться спросом в школе. Смотрю, Артем сидит и делает их ночами. Я ему посоветовал взять двух помощников: «Ты скажи им: делаете 5 наклеек, пятая — ваша». Такой процент за труд, не деньгами же во втором классе рассчитываться. Он так и поступил, несколько месяцев эта эпопея продолжалась. Потом как-то помогал бабушке торговать зеленью с дачи. В 10 лет опять меня удивил. Я собирался покупать гараж, Артем взял калькулятор, посчитал и говорит: «Я бы тебе не рекомендовал его покупать, по сравнению с платной стоянкой (тогда они были в ходу), он окупится через 25 лет». Я прислушался: разумно. Когда Артему исполнилось 17, у нас состоялся короткий и емкий разговор, касаемый денег. Он попросил 1000 рублей, чтоб сводить девчонок в суши-бар. Я сказал, что на девчонок уже можно и нужно зарабатывать самому. Сын очень обиделся. Даже упреки какие-то были на тему того, что «другим даже по 10 000 родители дают, а вы…!» Но этот вопрос для меня из разряда принципиальных. Я объяснил, что без еды, жилья и одежды мы как родители его не оставим. Но девочки не входят в категорию необходимости, на это можно заработать самому. И чем раньше начнет, тем быстрее это получится. Через несколько дней Артем уже ходил по городу с каким-то рекламным плакатом на груди за 200 руб./час. Через год он спросил, можно ли куда-нибудь устроиться на нормальную работу по специальности, изучаемой в университете. И хотя я руководил одной из компаний в известном холдинге, использовать свое влияние не стал, а лишь подошел к директору УК и попросил «посмотреть одного толкового парня, вдруг пригодится?». С Артемом побеседовали, взяли и не пожалели. Так мы начали работать вместе, но, несмотря на близкородственные связи, при персонале он обращался ко мне только по имени-отчеству.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя