С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Янв
10

Конкурентная разведка



Конкурентная разведкаВ чем заключается суть конкурентной разведки? Она помогает верно оценить возможности потенциальных инвесторов, вырвать у соперников выгодный тендер, провести успешную маркетинговую кампанию, заполучить в свою команду толковых специалистов, первым узнать о новинках на рынке технологий и услуг, получить информацию о ценах, особенностях рабочего процесса фирмы-конкурента и многое другое. Одной из немаловажных задач конкурентной разведки является проверка контрагентов — попросту говоря, будущих партнеров, с которыми вы собираетесь сотрудничать.

Большинство способов добычи нужной информации о конкурентах не перечат букве закона, но порой могут показаться неоднозначнымb с точки зрения порядочности и морали. К примеру, какие-то данные можно почерпнуть из общедоступных интернет-площадок конкурентов — это совершенно безобидно, но и существенных результатов не принесет.

Другой вариант — позвонить по телефону в офис конкурирующего предприятия под видом возможного заказчика, чтобы собрать необходимую информацию. Это уже не совсем честно, но не доставит конкуренту крупных неприятностей, поэтому не стоит волноваться. А вот тайные беседы с ведущими специалистами фирмы-соперника для получения внутренней информации или переманивания сотрудников — это уже не те подвиги, о которых хотелось бы похвастаться коллегам. Чистая совесть или полезная информация? Что важнее, каждый владелец бизнеса решает сам для себя.

Конкурентная разведка и промышленный шпионаж — разные явления и не нужно их путать. Первое — это отдельный вид деятельности по сбору и анализу информации, с помощью которого руководство фирмы получает данные об интересующих его личностях и структурах, но при этом не использует запрещенных методов. Правда, конкурентная разведка не во всех случаях приносит ощутимые плоды, но результат налицо: дельцы, пользующиеся этим методом сбора информации, достигают больших высот.

Немного истории

Конкурентная разведка появилась еще в 14-м веке, когда купцы Фуггеры из Аугсбурга начали методично отслеживать деятельность своих конкурентов. Благодаря этому они смогли создать целую бизнес-империю, процветавшую несколько веков, получить дворянство и оказать влияние на развитие европейского предпринимательства. Благодаря грамотной работе со сведениями смогли добиться расцвета и Ротшильды. Под конец 18-го века у банкиров насчитывалось не менее двухсот агентов, занимавшихся поиском и анализом информации о конкурентах.

Конкурентная разведка в интернете

Первый шаг в работе по добыче сведений о конкурентах — изучение открытых, общедоступных данных. Это могут быть привычные нам ресурсы, такие как сайты или каталоги, но возможно привлечь и теневые секторы сети. Например, основательная часть документов пересылается по почте или хранится на государственных и частных порталах. Это позволяет негласно ознакомиться с отчетами, контрактами, заявлениями, платежами и прочими электронными бумагами соперника.

Возможно, у вас в компании найдется специалист, который умеет работать с неструктурированными данными, но если нет — можно отправить смекалистого компьютерщика на дополнительное обучение. Существует большое количество специальных программ, позволяющих отслеживать нужную информацию в интернете — даже засекреченную.

Конкурентная разведкаСегодня почти все действия конкурентного разведчика основаны на технологиях — все, что происходит в нынешнем мире, оставляет свой след в Интернете. Этот след нужно лишь найти.

Бонд. Джеймс Бонд

Чтобы попасть в святая святых — офис руководителя конкурирующей фирмы, придется изобрести правдоподобную легенду. Ваша специализация, место работы, толковые ответы на сложные вопросы, толика самоуверенности и обаяния — вот составляющие новой личности агента разведки. Создать легенду не так уж трудно: напечатайте визитные карточки, договоритесь с виртуальным кол-центром о предоставлении услуг, создайте сайт. Соответствующий вашей задаче образ должен завершить уместный дресс-код, аксессуары и гаджеты. Для пущего эффекта возьмите на вооружение фильмы о тайных спецагентах.

Сумев вызвать доверие, вы станете обладателем ценной информации. Но не забывайте, что в случае провала потеряете больше, чем могли приобрести — под ударом окажется ваша репутация. А она, как известно — один из важнейших компонентов любого бизнеса. Не забывайте, что даже в идеально продуманном плане есть риск неудачи, ведь его величество Закон Подлости еще никто не отменял.

Волк в овечьей шкуре

А не найти ли среди работников конкурирующей фирмы человека, готового «сливать» информацию за определенное вознаграждение? Этот путь может показаться довольно удобным — вы платите, а сотрудник конкурента делится необходимыми сведениями.

Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Далеко не все ключевые кадры имеют доступ к нужным данным — даже занимая довольно высокий пост, работники иногда могут поделиться лишь малозначимыми техническими нюансами или предоставить маловажную корпоративную переписку. Действительно ценный сотрудник вряд ли согласится сделать такую подлость своему работодателю — место и репутация ему куда важнее.

Зато представьте, что будет если заговор раскроют — пострадаете и вы, и ваш наемник. Он теряет работу, вы теряете своего человека среди конкурентов и доверие партнеров — бизнес-мир похож на деревню, где слухи распространяются со скоростью света. И еще одна загвоздка — если он с такой легкостью продал свою компанию, можно ли быть уверенным, что вам не грозит то же самое?

Конкурентная разведкаМухи — отдельно, котлеты — отдельно

Наиболее близка конкурентная разведка к таким сегментам внутренней работы, как имидж (PR) и маркетинг. Порой разведку практически приравнивают к одной из этих структур, поручая поиск информации о конкурентах пиар-менеджерам или маркетологам. Но не стоит забывать, что несмотря на сходство, это все же специфическая работа. Пиарщики блюдут репутацию предприятия, маркетинговый отдел заботится о развитии бренда и продвижении продукта. Поручение им конкурентной разведки — не совсем верный шаг. Лучше найти среди своих работников толкового, ответственного, честного, преданного человека и воспитать из него собственного разведчика.

Храните свои секреты

Коль вы уже занялись конкурентной разведкой, то не распространяйтесь об этом. Это та часть бизнеса, которая должна всегда оставаться в тени. Настоящий мужчина не рассказывает о своих похождениях, а опытный делец не делится методами получения сведений. Не нужно быть слишком таинственным, делать намеки на «свои источники информации» и уж тем более открыто заявлять, что занимаетесь конкурентной разведкой. Если вас в чем-то заподозрят — на всех предприятиях сразу же начнутся проверки персонала, руководство удвоит осторожность и все ваши тайны могут раскрыться.

Если полученная тайными путями информация приведет вас к важным решениям в управлении фирмой, придумайте простые и логичные объяснения своих действий, но не вздумайте мотивировать их «секретными данными».


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


  1. Наталья сказал,

    Интересная информация.
    Вчера только попросила свою помощницу сходить на разведку на точку бывшей хозяйки и посмотреть там цены и ассотимент продукции. А сегодня читаю у вас, как это делается на самом деле. Конечно, и в этом деле должна быть золотая середина, допустимые пределы, т.е. внутренний самоконтроль и, конечно, совесть.

  2. garf сказал,

    продавцы из нашего магазина списывали цены и ассортимент прямого конкурента через дорогу. а они тырили цены у нас. доходило до того, что с охраной выводили разведчиков. да и переписывать цены тайком долго и муторно) потом этот нудизм всем надоел — наш продавец просто обменивался розничным прайсом с их продавцом, как послы верительными грамотами) и как-то так получилось, что магазины заняли разные ниши и спокойно сосуществовали рядом, вступив, выходит, в негласный ценовой сговор. победила дружба))

  3. Станислав сказал,

    Мне приходилось сталкиваться в своей практике с конкурентной разведкой. И не единожды. Ко мне приходили сотрудники и рассказывали, что им предлагали конкретные деньги за определенную информацию о нашей компании. Были и другие случаи — например, когда конкуренты пытались за счет нас обучать своих специалистов. Делалось это примерно так: они звонили в наш офис, собирали около телефона весь свой персонал, включали громкую связь и начинали тестировать наших менеджеров. Может быть, им даже удавалось таким образом почерпнуть какие-то знания. Вообще говоря, присваивание чужих достижений — довольно распространенный прием в конкурентной борьбе. Некоторые опускаются до того, что не только копируют рекламные ходы и логотипы крупных компаний, но даже стараются арендовать офис в одном с ними здании. Однако я считаю, что такая игра ни к чему хорошему не приведет. Ни одной компании еще не удавалось подняться, используя такие методы. Потому что в итоге они получают только то, что называется «дешевый авторитет». Ведь у потребителя тоже есть голова на плечах, и он видит, кто занимает лидирующие позиции на рынке.

Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика