Почему так сложно продать бизнес?

3
2182

Почему так сложно продать бизнесЕсли собственнику предприятия ненавистна сама мысль, что надо идти в офис, это верный признак: в бизнесе что-то не так. Добавьте к этому проблемы с деньгами, текучку персонала, отсутствие клиентов, и подумайте: может, самым простым выходом будет закрытие проекта? Это очевидное для профессионала решение — страшный сон многих бизнесменов.

Во-первых, большинство российских предпринимателей не открывает бизнес для зарабатывания денег. Они «сажают дерево», «заводят ребенка» или, как минимум, находят вторую половинку на всю жизнь. Отсюда потеря объективности, ревность и болезненное отношение к любому, в том числе экспертному вмешательству. Мы переплетены корнями с этим бизнесом, который становится единственным показателем нашей состоятельности.

Как ни странно, истоки такого подхода следует искать в советском прошлом. Вспомните мам и пап, которые гордились единственной записью в трудовой книжке. Людей, заточенных работать в сложившихся обстоятельствах и страдающих от боязни перемен, на бизнес языке называют «процессниками».

Но в современном быстро меняющемся мире процессные бизнесы превращаются в проекты и требуют от предпринимателя проектного мышления, умения создать, вывести дело на определенный уровень, получить от него все, что можно, и либо продать, либо закрыть, освободив ресурсы для дальнейших шагов. Изменить привычный подход сложно. Но сумев раз делить себя и свою компанию, обретя вкус к новым идеям, вы получите настоящую свободу действий.

Вторая причина, по которой продать бизнес для нас все равно, что погибнуть — боязнь выглядеть неудачником. Если ты начал и у тебя не получилось, ты сам ставишь на себе печать аутсайдера. Обратите внимание: сам! Другим до твоих неудач дела нет.

Пропишите, какой позитивный опыт принес вам проект. Какие навыки вы приобрели, с какими полезными людьми познакомились. И, конечно, проанализируйте ошибки. Вы поймете, какое колоссальное преимущество имеете перед новичками, и почувствуете силы начать новый проект.

Отсутствие в сознании предпринимателя понятия «невозвратные инвестиции» — еще одна причина драматичных бизнес историй. Принцип «я вложил я должен вернуть» загоняет собственника в тупик, как игра к казино. Смиритесь! Не вернете! Но можно минимизировать потери, определив для себя размер максимально допустимых рисков.

Ну и, наконец, самая главная причина, по которой для нас продать бизнес становиться сложно: мы незнаем, как быть дальше. Ты был успешным и публичным, боролся и побеждал — и вдруг проснулся свободным. Что делать? Заниматься собой! Развиваться, учиться, тратить время на семью и хобби. Ведь главный твой проект — вовсе не бизнес. Твой главный проект — это ты сам.

3 Комментарии

  1. У меня есть установка: проект должен доказать слою состоятельность через 9 месяцев. Этого срока женщине хватает, чтобы выносить ребенка, значит, должно хватить и бизнесу, чтобы начать дышать самостоятельно. В моем случае новый проект это новый салон. И если я вижу, что через 9 месяцев он не вышел в ноль, я его закрываю. Конечно, перед этим пытаюсь снизить арендную ставку, усилить команду, но бывает, что это бесполезно. Так служилось, например, когда мы пыталась укрепиться в другом городе. Дела не шли, команду, умеющую работать с продуктом нашего сегмента, подобрать оказалось сложно, а переводить туда дизайнеров и продавцов из нашего города дорого и нецелесообразно. Конечно, мне всегда жаль затраченных средств и сил. Но я понимаю, что в наше непростое время лучше направить ресурсы на поддержание более перспективных точек.

  2. В прошлом году я был вынужден закрыть бутик одежды люксового бренда. Мы стартовали в 2014, инвестировали 16 млн рублей и поначалу дела шли неплохо. Выйти в прибыль рассчитывали к концу года, но случился кризис. Надо отдать должное поставщикам: нам шли навстречу, давали рассрочку на товар. Но трафик и объемы покупок снизились в разы. Три месяца мы считали, наблюдали, пытались как то повлиять на ситуацию. Но закупочные цены росли, продажи падали, в конце концов мы ушли в минус на 5 млн и приняли радикальное решение.

    Конечно, мне жаль потраченных сил и денег. Но я считаю это позитивным опытом! Я приобрел массу навыков: и в розничных продажах, и в маркетинге. Обзавелся связями. Увидел, как налажена работа крупных федеральных брендов. И, конечно, разобрал свои ошибки. Одна из них — слишком большой магазин с учетом клиентской вместимости нашего города. Весь этот опыт уже помогает мне в других моих проектах!

  3. Когда принимать решение о закрытии бизнеса? Ответ прост. Когда ясно, что основная гипотеза о месте твоей компании и твоего продукта на рынки не подтвердилась и никакие изменения в товаре и бизнес процессах картинку не улучшат. Конечно, в первую очередь в зоне риска всевозможные стартапы, IT продукты, непроверенные товары и услуги. Но подобное вполне может случиться и с традиционными бизнесами. Мы с партнерами сами не так давно закрыли магазин экстремальной техники, который открывали вместе с молодым предпринимателем, победителем предпринимательского конкурса. Причина — отсутствие сильной команды, способной вытянуть такой проект на падающем рынке. Как защититься от такой ситуации? Никак. У самого стабильного бизнеса может появиться сильный конкурент и выдавить его с поля. Главное, что нужно сделать — определить для себя параметры допустимого риска. Установить максимальную сумму убытка или крайний срок, в который должны быть достигнуты ключевые показатели. Это дает шанс выйти из игры с минимальными потерями.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя