С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Дек
05

Покупка убыточного бизнеса: что следует знать?



ubytochnyj-biznesЭто только птица феникс могла сама себя сжигать и снова возрождаться. Обанкротившейся компании, чтобы восстать из пепла, нужен острый ум нового владельца, четкая тактика и мудрость команды юристов, оценщиков, пиарщиков и пр. О том, как избежать промахов бывшего хозяина бизнеса, оптимизировать расходы и грамотно оформить сделку, — читайте в сегодняшней статье.

Анализ ошибок предыдущего владельца

Первый шаг при покупке проблемного или убыточного предприятия — полная проверка юридической и финансовой документации.

Времена стартапов сказываются на общей картине рынка. Такие компании — маленький генератор больших денег. Раньше приоритет был за руководством активами и пассивами, сейчас — за управлением ликвидностью. Экономисты присмотрятся к использованию ресурсов, финансисты — к работе активов и пассивов, а инвестбанкиры — к входящим и исходящим товарно-денежным потокам. Но все это вряд ли прольет свет на первопричину конкурентного краха компании. Необходимо в первую очередь определить методы и формы управления ликвидностью и наличностью организации. Во всем мире много отличных компаний, которые рухнули только потому, что им попросту не хватило наличных.

Есть ли претензии к бренду у клиентов? Есть ли обманутые ожидания или неоказанные услуги? Только оценив стоимость затрат на ликвидацию этих претензий, вы сможете сделать вывод, стоит ли игра свеч.

Просчет всех рисков

Часовой завод «Чайка», 15 банков с 2008 по 2009 гг., авиаперевозчик Red Wings — все они в свое время продавались за 1 рубль. Эти сделки имеют и обратную сторону — крупные активы, сбываемые по «символической стоимости», в сложном, порой критическом финансовом положении, исправить которое текущим собственникам не представляется возможным. Ходить по такому льду осмелится не каждый: слишком уж он тонкий. Здесь множество рисков. Во-первых, предыдущий владелец бизнеса мог скрыть долги. Во-вторых, немало проблем сулит покупка предприятия с завышенной доходностью. В-третьих, никто не застрахован от того, что прежний хозяин вскоре не откроет точно такое же конкурирующее предприятие. Наконец, у купленной фирмы может не оказаться никаких перспектив развития, а устаревшее оборудование будет неспособно производить современную продукцию.

Суммируем проблемы — риск рыночного сегмента, риск инфляции, кредитный риск, риск разрыва и риск ликвидности. Поэтому и используют секьюритизацию — размещение компании на оптимальном количестве рынков. Если у организации не получится сгенерировать денежный поток сразу, в рамках одного квартала, который сможет покрыть платеж по кредиту, то нет смысла начинать. Учитывайте зарплаты, дебиторскую задолженность, задолженность перед поставщиками.

Статьи расходов и оформление сделки

Здесь работает принцип «не доверяй и проверяй». За спиной предпринимателя, решившего связаться с чужим убыточным бизнесом, должна стоять целая армия профессионалов. Это юристы и аудиторы, маркетологи и оценщики.

Первоначальная сумма вложений в сложный актив зависит от конкретных проблем, которые и привели бизнес к краху. Статьи расходов  — это погашение задолженностей по кредитам и зарплате сотрудников, затраты на создание или ремонт материально-технической базы, логистику и т. д. Особое место при покупке убыточного бизнеса и его оптимизации занимает оценочная деятельность, которая рисует реальную картину стоимостных характеристик и отдельных объектов, и целых отраслей экономики.

В США главную функцию в подобной сделке выполняют корпоративные финансы. Именно они создают портфель из акций, облигаций, деривативов. Все это составляет капитал для открытия кредитных линий после приобретения компании. В России же главный — банк. Он определяет условия сделки, так как поглощения не происходят за счет собственных средств. Условия с материальным обеспечением — это условия банка. Кредитное учреждение должно быть уверено в стабильности денежного погашения, а значит — компания-цель должна обладать ликвидными активами, чтобы их продажа могла обеспечивать исполнение обязательств. Сам же покупатель должен лишь иметь репутацию первоклассного заемщика.

Работа с репутацией компании

Банкротство компании — не всегда признак слабости бренда. Бывают ситуации, когда у компании крах, а отношение целевой аудитории к ней положительное. Так что на первом этапе проведите аудит бренда, чтобы оценить его реальный потенциал. Поддержание лояльности и удержание текущего клиента обходится в разы дешевле, чем привлечение нового. Если для целевой аудитории данный бренд — знак качества, то рассматриваемый актив весьма выгодный. И для полной смены имиджа нужны веские причины. А для ликвидации бренда — серьезные ошибки коммуникации, исправление которых обойдется дороже, чем ребрендинг.

pokupka-ubytochnogo-biznesaСегодня все чаще функции предоставления услуг переходят от отделений и сети в область работы бренда. И именно неуязвимость бренда делает покупку убыточного бизнеса привлекательным. Это главная особенность корпоративной Америки: ты можешь не иметь оборудования и помещений. Но если у тебя есть имя, то ты все еще в деле. И за него готовы платить. Раскрученный бренд — не залог коммерческой прибыли. Множество крупных компаний с отличным PR по своей сути убыточны. Это не значит, что PR не может влиять на коммерческую эффективность бренда. Просто надо отдавать себе отчет, что PR-кампания после покупки убыточного бизнеса — это лишь один из элементов бизнес-системы, которая должна работать как единый слаженный механизм.

Кадровые чистки и ожидание прибыли

Новая метла по-новому метет. Всякий раз, ввязываясь в процесс реинкарнации провального бизнеса, владелец встает перед выбором — оставить прежнюю команду, влить свежую кровь или провести полный «апгрейд» штата сотрудников. А являлась ли большая часть команды причиной банкротства? Или же большинство сотрудников — верные бренду люди, принимающие его ценности, чувствующие потребности целевой аудитории? Не стоит забывать, что бренды создаются людьми. Причем в первую очередь людьми внутри компании, а не внешними агентствами и консультантами. Полное обновление штата, обойдется дорого и займет уйму времени, создавая риск текучести кадров и ломая кривую обучения персонала. В США каждый случай — индивидуален. Можно попасть в яблочко, как в случае с Instagram, и прибыль прилетит уже в первом квартале. В России, если, несмотря на все ваши старания, предприятие так и не вышло за 2-3 года из перманентного кризиса, смысла бороться дальше нет.

К числу кризисных неутешительных показателей можно отнести падение объемов продаж, повышение всех видов задолженностей, уменьшение средств на счетах, резкое увеличение или уменьшение запасов продукции, снижение показателей ликвидности и пр. Если же вы разумный управленец с тылом — слаженной командой, где нет социальной напряженности, а решения руководства поддерживаются, то выйти победителем из этой борьбы вполне реально.


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика