С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Янв
27

Проблемы и перспективы логистики в России



Проблемы и тренды в логистикеОсобенности отечественной логистики традиционно принято объяснять всем известной универсальной и вечной «формулой», которую вывел еще Гоголь. Правда, дороги в этом причинно-следственном антирейтинге находятся отнюдь не на первом месте. Несмотря на то что «широка страна моя родная», есть в логистическом бизнесе куда более серьезные проблемы, нежели инфраструктурные. Например, плохой менеджмент. Иногда совсем по Гоголю.

Проблемы логистики в России

В 2016 году Россия оказалась на 99-м месте из 160 возможных в рейтинге LPI (Logistics Performance Index), оценивающем эффективность логистики. Исследование ежегодно проводит Всемирный банк. Казалось бы, все справедливо, ведь огромной стране объективно сложно соперничать с компактными государствами по ряду позиций. Однако наши ближайшие «конкуренты» по масштабам присутствия на карте мира — США и Канада, занявшие соответственно 10-ю и 14-ю строчки, с лихвой опровергают этот тезис. «Размер страны, конечно, имеет значение, но это не единственный фактор. Важнее равномерность развития различных регионов, — подчеркивает Андрей Виноградов, заместитель руководителя Школы логистики НИУ ВШЭ. — Россия сильно централизована, поэтому в том числе и современные складские комплексы сконцентрированы в основном в Московском регионе и городах-миллионниках, в азиатской же части страны их очень мало, несмотря на имеющуюся потребность».

Еще сложнее обстоят дела «на задворках империи» с ИТ-инфраструктурой, позволяющей осуществлять планирование в транспортной и складской логистике на привычном для Америки и Европы уровне. По словам Вардана Гаспаряна, директора департамента консалтинга Deloitte, время для таких инновационных решений, как Uber-платформы для динамического планирования транспорта и даже свободных складских площадей, еще не наступило. Причем проблема скорее носит не технический, а «управленческий» характер, ведь речь нередко идет о недопонимании важности подобных ноу-хау для развития бизнеса, концентрации руководства на проблемах настоящего и сопутствующей «стратегической близорукости».

Автоматизация производства логистической компании дает не преимущества, а саму возможность вести бизнес. Представить современного оператора без многофункциональной ИТ-системы — то же самое, что представить супермаркет без автоматизированных касс.

Логистические стратегии с 5-летним горизонтом планирования, которые компании последовательно исполняют и обновляют, для нашей страны пока экзотика, отмечает эксперт из Deloitte. Куда чаще за основу берется принцип «здесь и сейчас», когда учитываются исключительно актуальные проблемы, а новые тренды в логистике замечаются уже на стадии «а все, оказываются, так делают». При этом неумение быть в мейнстриме объясняется отнюдь не пресловутым менталитетом, хотя этот момент все же присутствует, как и искреннее недоверие к тому, что рожденное на Западе в наших реалиях прижиться не сможет. Есть и другая причина — на топ-позициях руководители большую часть времени занимаются решением сиюминутных операционных проблем, не фокусируясь на прогнозировании ситуации в будущем. Именно поэтому истории про 100 грузовиков, закупленных впрок и простаивающих в «невостребованном состоянии», в России все еще не редки. И это в то самое время, когда Европа давно доверилась онлайн-«площадкам», позволяющим гибко масштабировать необходимые транспортные и складские мощности, уменьшая или увеличивая их тогда, когда это действительно требуется. «Сегодня логистической компании уже не нужно нести капитальные затраты, чтобы эффективно функционировать, — констатирует Гаспарян. — Например, чтобы осуществлять доставку, ей достаточно владеть только соответствующей платформой и тем самым экономить на покупке очередных пяти «мерседесов»». Эксперт Deloitte вспоминает, что еще пару лет назад подобные идеи воспринимались как некий «космос». Однако Gett и Яндекс на своем примере показали и доказали, что миссия выполнима, а все больше компаний розничного и потребительского сектора (PepsiCo, Х5 Retail Group, «Магнит» и др.) инвестирует в создание собственных логистических ИТ-площадок.

Впрочем, по мнению практиков рынка, глобальный тренд — уберизация, который с успехом шагает по планете и легко проецируется на простые услуги, не будет работать применительно к комплексным продуктам, таким как 3PL и тем более 4PL. «В первом случае мы имеем электронную платформу, «сводящую» исполнителей и покупателей и устраняющую лишние звенья, что приводит к росту конкуренции и снижению цены, — поясняет Евгения Назарова, генеральный директор «ЖелДорЭкспедиция». — Здесь же многокомпонентность и мультипараметричность услуг не позволяют проводить сравнение просто по цене и обусловливают существенно более низкую эластичность спроса». Кроме того, скромное количество реальных исполнителей в 3PL- и тем более в 4PL-логистике не приводит, по мнению эксперта, к одному из обязательных условий уберизации — массовости исполнителя.

Сегодня большинство логистических посредников в мире относится к формату 3PL (Third Party Logistics). Постепенно происходит зарождение и нового формата — 4PL. В стандартный функционал 3PL-оператора могут входить транспортно-экспедиционные услуги, ответственное хранение, складская грузопереработка, таможенное оформление грузов, подготовка товаров к продаже или к промышленному использованию. Концепция 4PL на практике пока реализуется крайне редко, причем не только в стране, но и в мире. Так называемая четвертая сторона логистики занимается уже созданием цепей поставок и управлением ими по заданию фокусной компании. И здесь речь идет не о владении собственными активами и выполнении операций, а скорее о координации и управлении информацией на базе некой платформы, агрегирующей, с одной стороны, запросы клиента, а с другой — информацию о предложении услуг со стороны поставщиков.

В чем «практикующая» и «консультирующая» стороны солидарны, описывая проблемы российской логистики, так это в констатации низкой экономической и управленческой грамотности руководства многих логистических предприятий (все тот же менеджмент по Гоголю!). Именно этим в том числе и объясняется отрицание безоговорочных мировых трендов, например логистического аутсорсинга. «Банальное неумение распределить постоянные и переменные затраты на собственную логистику для калькуляции полной себестоимости процесса приводит к обманчивому впечатлению, что свое — дешевле», — утверждает Евгения Назарова.

Меж тем есть и другие причины неприятия: высокая стоимость сторонних услуг и недоверие к провайдерам. По словам Евгении, крайняя неоднородность рынка не дает правильного представления о справедливом соотношении цена/качество. В результате решающим аргументом при выборе становится дешевизна, что приводит к получению некачественных услуг. И, как следствие, к еще большему недоверию и нежеланию передавать логистику на аутсорсинг. «В России даже выбор международных компаний-аутсорсеров необязательно гарантирует, что вы получите качество сервисов как в Европе, — подтверждает Вардан Гаспарян. — Полагаясь на местных партнеров в регионах, они могут не в достаточной мере контролировать качество предоставляемых ими услуг». Расхлебывать обычно приходится как раз тем, кто «заказывает музыку», а не тем, кто ее исполняет, а так как качество работы судебной и исполнительной системы крайне низкое, многие склоняются к тому, что проще нести расходы на собственную логистику, нежели вести многолетние судебные споры с поставщиками, а затем пытаться исполнить судебное решение путем обращения в службу судебных приставов.

Недостаточный уровень профессиональной квалификации логистов — одна из актуальных проблем отрасли. В России по-прежнему не так много учебных заведений, которые выпускают комплексно «подкованных» специалистов. Новая специальность «Логистика» появилась у нас каких-то 16 лет назад. Соответствующий приказ об эксперименте по их подготовке был подписан заместителем министра образования РФ в 2000 году.

Как выбрать логистическую компанию

Проблемы в логистикеАндрей Виноградов советует на стадии «завязывания отношений» с внешним провайдером выделить именно те бизнес-процессы, которые не являются для компании ключевой компетенцией и не несут существенных рисков для ее деятельности. Если все пойдет как по маслу, стоит делегировать полномочия по «обновленному списку». При выборе логистического оператора эксперт НИУ ВШЭ рекомендует прежде всего отталкиваться от категории продукта, с которым работает компания. Далеко не все, например, умеют «обращаться» с продукцией «фреш» с ограниченным сроком годности, поэтому ориентация на стоимость услуги, а не на опыт и специализацию в данном случае может очень дорого стоить. Однако зачастую ответственную миссию по выбору логистического оператора сегодня берут на себя отнюдь не те, кто действительно заинтересован в результате и точно знает, какие потребности у компании, а абсолютно непрофильные специалисты — маркетологи, «продажники» и даже работники HR-подразделений. «Их цель — сделать все «по прайсу», причем минимальному, и чтобы никаких отклонений от контракта, — говорит Вардан Гаснарян. — В результате после долгих согласований они получают совершенно негибкую конструкцию взаимодействия, которая перестает работать при любых «отступах» оттого, что прописано в контракте». Так, кстати, игнорируется еще один тренд: «Логистический партнер — это провайдер решений, а не услуг». В нашей стране, по словам эксперта Deloitte, аутсорсинговый формат «под ключ» не очень популярен. Ведь партнерство с логистическим оператором предполагает как повышенную ответственность оператора за бизнес своего клиента, так и связанное с этим участие в принятии стратегических решений. «Если вы выбираете партнера, а не просто исполнителя договора, он должен детально понимать, как устроены внутренние процессы в вашей компании, иметь право голоса, быть замотивирован, чтобы предлагать новые инициативы для успешности вашего бизнеса. Например, в долгосрочном контракте аутсорсера с компанией должны присутствовать показатели эффективности (КПЭ), на которые влияет его работа, поскольку его задача — максимально разгрузить вас», — говорит Гаспарян.

Одно из ключевых преимуществ логистического аутсорсинга — оптимизация затрат за счет перевода постоянных расходов в переменные, а также сокращения накладных расходов на содержание подразделения. Помимо этого, делегирование полномочий внешнему исполнителю способствует повышению управляемости процессов. Трудовой кодекс крайне жестко регламентирует и ограничивает способы наказания сотрудников, что приводит к вынужденному «закрыванию глаз» на промахи и недочеты. В то же время сторонний поставщик услуг заплатит за каждый промах и недочет согласно условиям контракта.

Перспективы логистики в России

По мнению экспертов, сейчас быть в мейнстриме — значит не просто возглавлять почетные рейтинги и отвечать неким эфемерным критериям продвинутости. Только те, кто работает на опережение и чувствует рынок, на нем и выживают. Ну а у тех, кто высокомерно отмахивается от «тлетворных влияний Запада», в условиях глобализации, где все познается в сравнении, шансов на успех практически нет. Ведь тренды в логистике задает вовсе не прогрессивная заграница, а клиент, у которого в наши дни есть масса возможностей для того, чтобы выбирать. Именно он — главный драйвер всех изменений в логистике.

Чего же желает современный искушенный клиент? Прежде всего оперативности. Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК», отмечает, что растет популярность доставок сборных грузов день в день — заказчики хотят получать товар быстро и недорого. Это связано с развитием электронной коммерции и, соответственно, с ростом игроков e-commerce. Поэтому многие компании, занимающиеся транспортировкой сборных грузов, приходят и в этот сегмент, запуская направление курьерской доставки. «Здесь важно правильно сделать выбор: перестраивать ли работу всего предприятия или создать отдельное направление, — говорит Алексашов. — Стоит ориентироваться и на специфику бизнеса. Например, те, кто специализируется на скоростной транспортировке мелких грузов, смогут быстро перестроиться и на курьерскую доставку». Если же компания занимается только сборными грузоперевозками, правильнее будет выделить отдельное направление для доставки день в день.

Весьма экзотичный формат доставки запатентовал и успешно испытывает крупнейший в мире онлайн-ритейлер Amazon. Альтернативой обычным грузовикам, которые нередко ездят «вхолостую», становятся машины с 3D-принтером, который способен в полевых условиях создавать нужные заказчику вещи, например простые запчасти или игрушки. Таким образом, клиенты имеют возможность получить свой заказ уже через несколько часов после оформления.

Тренды в логистикеЕще один обязательный реверанс в сторону клиента — обеспечение его удобства, где бы он ни находился. В идеале заказчик вообще не должен совершать лишних телодвижений, когда приобретает товар, будь то заказ на сайте или покупка через розничную сеть. В этом и есть подкупающее преимущество омниканальной торговли за счет интеграции различных каналов продаж в некую единую модель. «Задача логистики — управлять процессами так, чтобы клиенту было безразлично, где именно покупать, — поясняет Андрей Виноградов. — Он видит бренд компании и может быть уверен, что получит не только единую цену, но и единый уровень сервиса везде». Подобный подход применим и к доставке.

Давно прошли те времена, когда покупатель зависел от пунктуальности курьера и вынужден был менять свои планы, если тот не успевал к обещанному времени. Сегодня в жизнь успешно воплощается принцип buy anywhere — get anywhere, а значит, клиент сам решает, где и каким способом будет получать заказ. Причем чем большую альтернативу предложит логистический оператор, тем лояльнее будет «принимающая» сторона.

Третье клиентское требование — гарантированное качество услуги и обеспечение прозрачности процесса ее оказания при условии стабильной или даже снижающейся стоимости. Потребителя уже не устраивают абстрактные уверения из серии «все будет хорошо». «Теперь он хочет, чтобы все было сделано вовремя, без потерь, с учетом изменяющихся в процессе оказания услуги пожеланий и чтобы при этом он сам мог не только контролировать ее исполнение, но и настраивать индивидуальные параметры», — говорит Евгения Назарова. Например, груз может быть выдан получателю только при условии оплаты его стоимости или внесения иных платежей отправителю. Следовательно, последний имеет возможность принудительно остановить отправку или выдачу груза, уже находящегося на складе логистического оператора. Не стоит также забывать еще об одном тренде «на базе» клиентоориентированности — мультиканальности. Ценящему свое время заказчику удобно получать все требуемые услуги у одного поставщика. В свою очередь, логистической компании выгодно использовать имеющуюся клиентскую базу для постановки новой услуги. Подобное сотрудничество выгодно обоим участникам процесса, а значит, будет иметь развитие.

Городские пробки подчас становятся обстоятельством непреодолимой силы для курьеров. Решить проблему вызвались основатели Skype, создатели компании StarShip Technologies Янус Фриис и Ахти Хейнл, разработавшие первых беспилотных роботов-курьеров. Крупнейшие британские сервисы доставки еды Pronto и JustEat уже протестировали чудо на шести колесах, способное перевозить груз в 18 кг и развивать скорость 6,5 км/ч.

Из всех этих щедрот «в угоду» потребителю и складывается главное конкурентное преимущество современной логистической компании — качественный сервис. Правда, по словам Андрея Виноградова, понимают это далеко не все, ведь логистика по-прежнему воспринимается менеджментом многих компаний исключительно как центр затрат, поэтому перед ней, как правило, и ставятся задачи по сокращению издержек, а отнюдь не по «наращиванию» лояльности. «К сожалению, важность логистики как стратегического инструмента повышения конкурентоспособности все еще недооценена, а ведь ее можно воспринимать именно как способ увеличения прибыли за счет качественного сервиса, предоставляемого клиенту», — резюмирует эксперт.

Но проанализировать влияние сервиса на выручку под силу только тем, кто действительно понимает, что такое логистика, и не склонен отождествлять ее фронт работ с ограниченным функционалом службы доставки.


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика