С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Фев
05

Методики принятия эффективных управленческих решений



Вопросы успешности и повышения эффективности — это самая распространенная задача специалистов, профессионалов и целых компаний. На высоко конкурентном рынке руководители, отделы и корпорации ищут новые пути и новые направления развития, чтобы стать более мощными, продвинутыми, и опередить своих конкурентов, — новые систему управления мотивацией персонала, продвинутые технологии ведения переговоров, повышение уровня вовлеченности персонала, психологии влияния, НЛП и т. д.

Люди ищут «волшебное зелье», «глаз дракона» и «супер мощный меч», чтобы выиграть переговоры, заставить сотрудников работать хорошо, превзойти конкурентов.

В поисках эффективных технологий и грамотных управленческих решений руководители часто проводят часы и дни за прочтением новых книг, за анализом рынка и изучением практик успешных компаний, за выстраиванием новых бизнес-схем и продумыванием умных речей, призванных вовлечь персонал, улучшить сервис, повысить управляемость компании, понизить издержки.

Люди ищут информацию о повышении эффективности управленческих решений, о том, что делать и как развивать свою компанию, и это логично!

Вообще деятельность современного руководителя — это большая ответственность, т. к. важно все время принимать эффективные решения, как на стратегическом, так и на оперативном уровнях. Т.е. основа управленческой деятельности — принятие своевременных и эффективных решений. Классический цикл: сбор информации — анализ — определение целей — управленческое воздействие.

Информация — это ресурс для принятия решения. Любая информация — основа для управленческого решения, а управленческое решение — это стратегия для увеличения прибыли.

После долгих и трудных поисков и разработки мега-плана действий бывает обидно и непонятно, почему же даже самые продвинутые технологии и очень логичные алгоритмы перестают работать или не дают ожидаемых результатов? Возможно, при выборе способов достижения не вся информация была учтена, что-то было упущено? Какую информацию еще надо учесть?

Любой бизнес-процесс делают люди. И как бы грамотно не были прописаны нормы, правила, регламенты, — везде есть человеческий фактор. При поиске информации, важной для разработки бизнес-решения, руководители часто ищут информацию техническую, и предпочитают опираться именно на нее, при этом упуская такой важный ресурс и носитель ценной информации, как их собственные сотрудники! Самая главная сила компании и в то же время «зона риска» — это люди.

Так устроена психология людей, что для того, чтобы принять идею, вовлечься и стать, в свою очередь, проводником этой идеи, человеку важно, чтобы эта идея созрела и прижилась в его собственной «картине мира». Но насажденная извне, она будет отторгаться организмом, как бы она ни была понятна на логическом уровне.

Для того чтобы многие решения заработали, важно не насаждать, а создавать пространство для их взращивания (эта тема была глубоко изучена в одной из статей нашего сайта – «Инновационная культура организации»). Именно поэтому зачастую не хватает информации от сотрудников: что они об этом думают, как они к этому относятся и т. д. Для осуществления того или иного управленческого решения эту информацию тоже надо учесть. Иногда на основе дополнительной информации, для того, чтобы идея работала, эффективнее выбрать совсем другой способ реализации или осуществить дополнительные действия.

Сколько неучтенной информации, прекрасных и невысказанных идей есть в головах у наших сотрудников. А сколько мыслей по поводу того, что «действительно нужно делать» и «как неправильно все придумали, нас не спросив» бродит в «курилках» и на «корпоративах»!

Чтобы принимать эффективные управленческие решения, важно обладать ВСЕЙ информацией.

Билл Гейтс писал в книге «Бизнес со скоростью мысли»: «Информационные потоки — кровеносная система вашего бизнеса. Коэффициент интеллекта компании определяется сегодня тем, насколько хорошо она умеет использовать информационные технологии».

Основным носителем информации для компании всегда будут являться люди. Не потому, что информацию не найти в книгах или интернете, а потому, что при принятии решения для нас имеет большее значение та информация, которая содержится в головах людей: клиентов, партнеров, инвесторов, сотрудников. Именно учет этой информации в конечном итоге будет иметь решающее влияние на работоспособность и эффективность идеи, метода, стратегии.

Например, при проведении переговоров или при заключении сделки, информация о трендах рынка и актуальных потребностях безусловно важна, но только на первом этапе. Более ценной при заключении сделки будет информация о том, какая потребность «сидит» в голове у партнера, что он хочет от сотрудничества.

Другой пример: при проведении мероприятий по повышению мотивации сотрудника книжная информация о видах и классификациях мотивов интересна, но по-настоящему важна информация о самом человеке и его мотивах.

А насколько важно, что творится в головах сотрудников при внедрении новых и очень прогрессивных решений в компании! От этого зависит, будет ли стратегия успешной, какие еще необходимо принять управленческие решения для реализации бизнес-планов — внедрять-то будут они.

Актуальная и реальная информация — всегда в головах людей. Именно с ней имеет смысл работать.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: в компании важно создать такой процесс, как сбор актуальной информации.

Но информация как ресурс не закупается отделом обеспечения. Какой должна быть информация, чтобы ее можно было использовать?

  • Прежде всего, информация должна быть своевременной. Скорость получения информации и реагирования — это то, что может дать преимущество.
  • Второй критерий качества информации — это ее системность. Рассматривая всю информацию в системе можно увидеть картину в целом и принимать решение.

ВЫВОД ВТОРОЙ: итак, для того, чтобы принимать своевременные управленческие решения и оперативно влиять на ситуацию, важно обладать актуальной и системной информацией, а носителем этой информации всегда будут люди этой системы.

Как получить информацию у человека? Самая очевидная тактика получения информации от людей — это коммуникация. Все логично, в век информации важно выстраивать коммуникации, выстраивать как тактику организации. Но парадоксально, что эта тема уже многим надоела, и кажется, что это мы все умеем и надо бы чего-нибудь «этакого»: давайте технологии влияния и убеждения … дайте «глаз дракона»: «Что вы! Общаться мы все умеем, мы с детства этим занимаемся. Давайте что-нибудь про управление людьми».

Если все так просто и вопрос сбора информации и принятия эффективного управленческого решения только лишь в выстраивании коммуникации, то почему возникают такие трудности? И тут весь вопрос упирается в эффективность этой самой коммуникации.

Вообще, для решения вопроса эффективности принятия управленческих решений важно определить конечную цель. Часто руководители путают презентацию своего решения и действительно коммуникацию для получения информации. Напомню, сейчас мы ведем речь о сборе информации.

Если важно получить от сотрудников информацию, то первая и самая логичная идея, которая приходит в голову, — это начать задавать им вопросы! При всей банальности, это оказывается очень сложным навыком для большинства людей, т. к. с детства учат отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать и т. д. Именно неумение грамотно формулировать вопросы зачастую снижает результативность коммуникации.

Как повысить эффективность коммуникации?

Если вы стремитесь к повышению эффективности коммуникации, проанализируйте методы, которые вы используете. Что вы конкретно делаете, чтобы узнать и услышать, что думают ваши сотрудники? Этот на первый взгляд простой вопрос может вызвать затруднения. Так, например, на тренингах участники отвечают на него так: «Я спрошу у него: почему он так относится к новому проекту?» или «Почему все могут, а ты нет?».

Что вы думаете о намерении и цели этих вопросов?

Мне здесь видится решение совершенно другой задачи — например, сообщить сотруднику, что он не прав в своих суждениях (мнение о которых, кстати, сделано на основе информации, содержащейся исключительно в голове руководителя).

Как узнать у человека, что он думает? Спросить у него, что он думает!

Если вы ищете ответы на вопрос: что еще вы можете сделать, чтобы ваш бизнес, отдел, направление развивались, внимательно проанализируйте, сколько времени вы проводите в коммуникации со своими людьми. И если вас радует этот процент (по различным исследованиям эффективные руководители проводят до 90% времени в коммуникации со своими подчиненными), то задайте себе другой вопрос: как вы проводите эту коммуникацию?

И это также парадокс многих управленческих практик: часто вместо сбора информации руководитель начинает решать совсем другую задачу. Имейте намерение действительно узнать мнение сотрудника!

Проанализируйте эту информацию и решите, что вы будете с ней делать, какое решение принимать — позже. Сначала получите всю информацию!

Что еще важно учесть?

Для того чтобы действовать, часто еще необходимо вовремя осознать задачу, которую я решаю, как руководитель. Опять-таки с точки зрения логики все понятно: чтобы получить информацию от сотрудников, важно их спросить и потом услышать.

Что же мешает достаточно опытным руководителям четко следовать этой задаче?

Зачастую — это некоторые эмоциональные состояния. И эмоции — это на самом деле также информация для менеджеров, которую важно учитывать.

Мы уже обсуждали, что информацию имеет смысл анализировать системно. Если рассмотреть коммуникацию как процесс обмена информацией, то помимо текстов, которые мы друг другу сообщаем, есть интонации, жесты, которые передают различные эмоции. И осознанно или нет, но этой информацией люди также обмениваются, и кроме того, она иногда значимо влияет на решения и действия, которые они совершают. Поэтому и эту информацию также важно учитывать.

Именно поэтому в коммуникации всегда имеет смысл учитывать (и анализировать в системе) два уровня информации: логический и эмоциональный.

Это, конечно, добавляет сложности в и без того непростой процесс, и при этом учет эмоционального фона взаимодействия до 90% влияет на конечное качество информации. Умение осознавать эмоциональный фон взаимодействий и своевременно им управлять сказываются на повышении эффективности управленческих решений. Эти умения также имеет смысл развивать.

Развивайте эмоциональную компетентность — умение осознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей!

Итак, давайте резюмируем.

Что важно помнить:

  • Чтобы эффективно принимать управленческие решения, важно обладать всей информацией.
  • Основным носителем информации для компании всегда будут являться люди.
  • Актуальная и реальная информация — всегда в головах людей. Именно с ней имеет смысл работать.

Что важно делать:

  • Разговаривайте со своими сотрудниками: спрашивайте и слушайте!
  • Осознавайте цель коммуникации.
  • Учитесь воспринимать информацию системно: осознавайте эмоции своих сотрудников и управляйте ими.
  • Развивайте эмоциональный интеллект.

Удачи и удовольствия в этом нелегком, но очень интересном процессе самосовершенствования!

Автор: Татьяна Васильева (консультант, исполнительный директор Тренинговой Компании EQuator)


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика