С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Апр
26

Кодекс корпоративной этики



Сегодня почти все крупные предприятия имеют свой собственный Кодекс корпоративной этики. Таковых 80% из списка передовых международных компаний по версии Fortune, одного из самых влиятельных деловых журналов в США. Отечественный бизнес также старается не отставать. На сайтах многих российских компаний можно найти всевозможные своды правил корпоративного поведения, которые разнятся по подходам, объему, структуре, сфере регулирования и по многим другим характеристикам. Зачем же нужен Кодекс корпоративной этики и почему без него нельзя обойтись?

Кодекс корпоративной этики официально закрепляет негласные правила

В каждом рабочем коллективе, так или иначе, формируются некие общие для всех модели поведения, традиции, ценности. В одних компаниях приветствуется взаимопомощь работников, в других — коллеги настроены обособлено и даже конкурентно по отношению друг к другу, в одних фирмах принято поздравлять друг друга с праздниками, в других это не признается, в одних компаниях дресс-код сдержан, а в других — свободен, и т.д. Все подобные правила складываются в важное понятие неформальной корпоративной культуры, которое обозначает уникальную совокупность норм, определяющих отношения сотрудников с клиентами, руководством, самой компанией и ее конкурентами.

Из этого исходит важный принцип: корпоративную культуру нельзя сформировать с нуля, ее можно только зафиксировать, т.е. официально оформить, а также, в случае ее кардинального расхождения с миссией и задачами компании, откорректировать, реформировать, направить. Для решения этих задач и создается Кодекс корпоративной этики компании. Здесь необходимо отметить, что корпоративную культуру нельзя воспринимать как что-то второстепенное, ведь она является одним из инструментов объединения всех сотрудников компании, и во многом влияет на мотивацию персонала и его вовлеченность, а, следовательно, и эффективность бизнеса.

Кодекс корпоративной этики служит ориентиром для всех сотрудников

Благодаря корпоративному Кодексу каждый работник предприятия ясно понимает, что из себя представляет компания, в которой он трудится, каковы ее основные ценности и традиции, задачи и цели, и чего руководство ожидает от каждого своего работника. Кодекс корпоративной этики – это ориентир для всех (как для руководства, так и для младшего персонала), на единые корпоративные стандарты. Таким образом, происходит усиление корпоративной общности, ощущения принадлежности к одной команде, коллективу, компании, бренду.

Кодекс корпоративной этики создает положительный имидж компании

Сегодня наличие Кодекса корпоративной этики является общепризнанным в масштабах всего мирового делового сообщества стандартом ведения бизнеса, демонстрирующем существующую предпринимательскую культуру. Кодекс увеличивает капитализацию и повышает привлекательность конкретного бизнеса для партнеров и инвесторов. Кодекс формирует доверительное отношение к компании извне, ведь внутренняя дисциплина и сплоченность коллектива говорит о надежности и стабильности. Его наличие говорит о высоком качестве корпоративного управления. При этом Кодекс является одним из публичных документов управления, который предъявляют общественности, когда организация выходит на новые рынки, развивает и расширяет свою деятельность. Здесь важно упомянуть, что корпоративный Кодекс этики должен быть работающим, а не формальным, иначе его несоответствие реальности существенно снизит доверие к компании.

Кодекс регулирует многие этически неоднозначные вопросы

Кодекс корпоративной этики регламентирует поведение персонала в трудных этических ситуациях, которые могут нанести вред имиджу и интересам компании. Это прием на работу родственников в прямое подчинение (исключение может быть сделано только для «трудовых династий»), ведение собственной «коммерции», конкурирующей с деятельностью компании, получение подарков от конкурентов или клиентов, использование активов и ресурсов компании не для рабочих целей. Если правила поведения в таких ситуациях не прописаны, то люди обычно руководствуются собственными нравственными представлениями. У каждого сотрудника свое понимание плохого и хорошего, справедливости, долга и ответственности. А компания стремится к тому, чтобы сотрудники отстаивали и защищали, в первую очередь, именно ее интересы. В этом может помочь Этический Кодекс компании, в котором четко прописывается, что можно, а что нельзя. В результате, наличие ясных и соблюдаемых норм и правил существенно снижает риск возможных нарушений.

Кодекс корпоративной этики помогает адаптировать новых сотрудников

Новым сотрудникам проще влиться в коллектив, когда из одного официального источника четко понятно, по каким правилам этот коллектив живет. Для того, чтобы узнать все правила, нужно проработать в компании не менее полугода. Ведь только за это время возможно ознакомиться со всеми инструкциями, положениями, понять суть целей и задач компании, принципы взаимодействия между руководством и сотрудниками, и др. А Кодекс этики предприятия помогает сделать это быстрее. Также на этапе подбора новых работников с помощью Кодекса можно оградить компанию от людей, не разделяющих ее ценности и убеждения.

Таким образом, Кодекс корпоративной этики сегодня является чрезвычайно важным и полезным документом. С его помощью руководство получает мощный инструмент развития корпоративной культуры и управления, а сотрудник — четкий свод правил, помогающий быть в компании своим.

Помимо разработки Кодекса корпоративной этики, не менее важным делом является построение системы исполнения его норм. Во многих компаниях Кодексы приняты и обнародованы, но, к сожалению, не везде они эффективно работают и приносят реальную пользу. Последнее зависит от уровня информированности коллектива, дисциплины и системы контроля. В некоторых компаниях учреждаются даже специальные комиссии, которые рассматривают вопросы, касающиеся соблюдения Кодекса, решают этические конфликты. Несмотря на то, что Кодекс не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение, все сотрудники должны понимать, что Кодекс корпоративной этики — это стандарт, обязательный для соблюдения.

Эффективность Кодекса во многом зависит и от уровня вовлеченности всех в процесс его создания. Когда его принимают на основании реальных пожеланий и замечаний сотрудников, он становится живым и действенным.


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика