Обучение и развитие персонала

5
6342

Развитие и обучение персонала — это непростой, достаточно кропотливый и напряженный в эмоциональном плане процесс. В идеальном варианте развитием своих сотрудников занимается непосредственно руководитель.

К сожалению, многие управленцы не видят никакого смысла в затратах на это своего времени и сил. Действительно, зачем руководителю эффективный сотрудник, который сможет выводить подразделения и направления бизнеса на новые уровни, достигать амбициозных целей? Многим руководителям, как это ни парадоксально, такие сотрудники не подходят, ведь они нарушают привычное течение их руководительской жизни и вынуждают начальника самому тянуться за такими подчиненными. Руководствуясь принципом «герой всегда идет в обход», они берут себе подчиненных на два-три порядка слабее себя.

Наверное, это происходит из-за того, что забывается главное — функция руководителя и специалиста отличаются друг от друга. Задача руководителя — организовывать работу своих подчиненных, даже тогда, когда подчиненные в чем-то профессионально превосходят своего руководителя. Руководителю не нужно вступать в соревнование с сотрудником и бояться его развивать. В своей деятельности руководитель и сотрудник идут параллельными курсами. Устойчивое сопротивление развитию персонала в организации можно сравнить с нежеланием родителя позволять своему ребенку взрослеть, пытаться удержать его все время в возрасте 5-летнего (4-х, 6-ти и любой другой возраст) ребенка.

Если говорить в нескольких словах, то все причины, почему руководители не способствуют обучению и профессиональному развитию персонала кампании (организации, предприятия, фирмы), сводятся к следующему:

  • Не представляю, как можно развивать своих сотрудников;
  • Не вижу, зачем это делать;
  • Я сам не стремлюсь к развитию, так зачем развивать персонал;
  • Трудно и страшно управлять работниками, которые умнее тебя;
  • Не представляю, как именно руководить более развитым персоналом;
  • Обученный и сотрудник будет претендовать на мое место.
  • Развитый и образованный персонал найдет себе другую работу, а мне придется заниматься поиском нового сотрудника и делать все с начала.

Но вышеперечисленное — это всего лишь страхи и препятствия. И эти страхи рассеются, если руководитель поймет преимущества от того, что его подчиненные растут профессионально.

Важно понимать, что когда вы занимаетесь профессиональным развитием персонала, сотрудники чувствуют внимание и заботу со стороны руководителя. И это напрямую влияет на их заинтересованность в достижении целей, которые вы же им и поставите. Заинтересованный сотрудник с большим энтузиазмом овладевает новыми техниками, технологиями и прочим. Даже выполнение неинтересных работ у них проходит намного проще, ведь они понимают, что это — часть достижения важной поставленной руководителем цели. Также такие сотрудники с удовольствием ищут новые нестандартные решения и преодолевают препятствия, легче переносят трудности, не впадая в рабочую депрессию. Обучение и развитие персонала служит отличной мотивацией персонала и  профилактикой против страшного кошмара всех менеджеров под названием «синдром выгорания», а соответственно и безразличия сотрудников.

Методов развития персонала, к счастью, огромное количество. Мы перечислим те основные, из которых вы сможете составлять собственные авторские методики, сочетая между собой различные программы и технологии, выбирая более уместные для конкретной компании и ситуации.

Обучение и развитие персонала: основные методы

Западные менеджеры наибольшее предпочтение отдают коучингу и стимулированию самостоятельного развития, наставничеству. Менеджеры наших компаний — больше предпочитают делегирование.

  1. Коучинг — структурированная беседа, раскрывающая потенциал сотрудника. Как это работает? Сотрудник приходит к коучу и говорит, что ему предстоит нелегкое для него задание, к примеру, презентовать проект на ежегодном собрании менеджеров. Здесь нужно понимать, что коуч — это специалист, главным качеством которого должно быть искреннее и настоящее любопытство по отношению к задаче, с которой пришел сотрудник. Также коучу просто необходима вера в то, что пришедший сотрудник знает ответ на свой вопрос. Коуч же задает только наводящие вопросы, а менеджер, отвечая на них, шаг за шагом приходит к решению своей проблемы. То есть, коуч заставляет сотрудника выйти за рамки задачи, увидеть ситуацию шире…
  2. Наставничество — это обучение собственным примером. Как правило, этот метод развития персонала применяется, если сотруднику нужно освоить новую для него операцию, новый вид деятельности. Как это работает? Руководитель сначала делает, а сотрудник — наблюдает. При этом руководитель свои действия сопровождает конкретными объяснениями. Затем сотрудник выполняет ту же самую работу уже под наблюдением наставника. А затем пускается в самостоятельное плаванье (контроль со стороны наставника при этом остается). Наставник должен понимать, что от него нужно очень много корректной, развивающей обратной связи в том случае, если подчиненный ошибается. А ошибаться работник, конечно, будет, и к этому нужно быть готовым.
  3. Делегирование. Профессиональное развитие сотрудника путем делегирования происходит тогда, когда ему поручают более важные и трудные задачи, не относящиеся к его непосредственным обязанностям. Тогда он вынужден дотянуться до уровня задачи и той планки, которую ему поставил руководитель. Таким образом, он начинает использовать новые инструменты, изучать новую информацию, развивать умения и навыки. Со стороны руководителя организации для делегирования нужно иметь смелость и научиться доверять своим подчиненным, ведь гораздо проще и спокойнее выполнить привычную работу самостоятельно, нежели обучать персонал и исправлять его возможные ошибки, тем более, что отвечать за результат все равно придется самому. Однако есть и хорошая новость. Она состоит в том, что делегирование дает дополнительный бонус руководителю — освобождается время руководителя для его же собственного развития или развития других сотрудников.

Если уже так случилось, что руководитель совсем не хочет заниматься обучением и развитием персонала и применять ни один из перечисленных методов, то тогда сотруднику остается проявить инициативу и заняться саморазвитием. Здесь широкое поле для деятельности: читать книги, посещать профессиональные форумы и сообщества, курсы дополнительного профессионального образования, наблюдать за другими специалистами, интересоваться тем, что делают ваши коллеги. В итоге результат вам обеспечен. Также не стоит бояться принимать неожиданные для себя решения. Если Вы занимаетесь сейчас бухгалтерским учетом, это не значит, что вы не сможете стать хорошим продажником или маркетологом. А со стороны руководителя посоветуем всегда поощрять саморазвитие у сотрудников, ведь оно служит базой для всех остальных методов развития персонала.

Руководитель в отношении развития является ролевой модели для подражания. То есть, если руководитель сам равнодушен к обучению, сложно ожидать от сотрудника каких-то активностей. В таком случае, сотрудник либо примет стратегию вялого и безынициативного поведения, либо уйдет к другому руководителю, в другую компанию, в другую сферу деятельности. Сам сотрудник — первый катализатор процесса развития. Без его желания и внутренней готовности процесс развития не несет никакого смысла — сложно развиваться «из-под палки». Но даже, если развивающемуся активному руководителю достанется вялый и немотивированный подчиненный, то талантливый руководитель все равно найдет подход и способ заинтересовать его в развитии и будет использовать яркие стороны сотрудника, полезные для общего дела, для бизнеса.

Эту статью читают не только руководители, но и простые сотрудники. Если вы не руководитель сейчас, кто знает, может, в скором будущем вы станете одним из успешных менеджеров компании. Все написанное вы можете применять в повседневной работе и обычной жизни.

Что мы можем посоветовать сотруднику, если ваш руководитель не инициирует развитие?

Во-первых, определите области, которые важны, прежде всего для вашей сегодняшней работы. Затем нужно понять, что в этой области вы хотели бы развить. Например, основной показатель работы менеджера по работе с клиентами — минимальное количество жалоб на уровень обслуживания, а, как правило, жалобы являются следствием неразрешенных конфликтных ситуаций. Если вы будете развиваться в области управления конфликтными ситуациями, вы сможете снизить этот показатель. Тогда эффективность вашей работы и, соответственно, ваша ценность как специалиста повысятся.

Во-вторых, проведите анализ инструментов развития, которые дадут максимальный эффект. Например, для приобретения навыков общения с клиентами больше подойдет наставничество и саморазвитие (посещение тренингов), чем коучинг или посещение высшей школы бизнеса. Вам также очень поможет, если вы обратитесь за помощью к коллегам, а лучше к hr-специалистам.

Автор: Наталья Скрипник (инструктор по обучению и развитию персонала)

5 Комментарии

  1. Нанимайте умных, а не опытных Способные сотрудники дают возможность развивать компанию и увеличивать занимаемую ею рыночную долю. Если ваши сотрудники умны (а мы искренне в это верим) и должным образом подготовлены, они принесут вам максимум пользы и прибыли. Не бойтесь брать людей с недостаточным опытом. Нанимайте способных и сообразительных. Тогда вы сможете обучить их чему угодно и взрастить действительно ценные кадры.

  2. Ни для кого не секрет, что деятельность hr-специалистов вовсе не ограничивается подбором персонала для компании. Помимо данной функции, специалистам отдела кадров приходится решать множество важных задач. И далеко не последняя из них — следить за уровнем удовлетворенности или неудовлетворенности сотрудников, знать, счастливы ли они на своем рабочем месте.

    Речь идет не только о человеческом отношении. Недовольный сотрудник может создать компании немало проблем: будет работать «спустя рукава» и принесет меньше прибыли, чем ожидается; распространит среди знакомых дурную молву о предприятии; уволится в самый неподходящий момент. А если не только один сотрудник недоволен? Снижение производительности труда, постоянная текучка, — в общем, головная боль для руководства.

    Для компании создание такой среды положительно скажется на финансовых показателях, на повышении эффективности труда и лояльности сотрудников. Они будут стараться проявить себя внутри компании и стремиться к повышению именно в ней, не выискивая более выгодные предложения на стороне.

    Если в компании нет отдельного учебного центра, то и создание атмосферы обучения и развития персонала ляжет на плечи hr-специалистов. Необходимо расширить имеющиеся учебные программы, внедрить новые. В общем, создать полноценный и всеобъемлющий процесс. Сам собою он не запустится — необходимо отладить все вручную и «завести« механизм.

  3. Один из важнейших принципов не только управления, но и самой жизни — это постоянное развитие. Для этого руководителю нужно развиваться самому и заботиться о развитии своего коллектива. Японский и американский принципы управления, пусть очагово-фрагментарно и осколочно-мозаично, но работают в наших условиях. Модели управления и прописывание бизнес-процессов — это не модное веяние, а необходимость! У нас небольшой коллектив, и я всегда подчеркиваю сотрудникам, что мы работаем в команде. Это подразумевает несколько принципов: ответственность за сделанный этап работы, взаимодействие и взаимозаменяемость. Командный дух в том числе можно развивать и через участие в спортивных мероприятиях — определенные традиции зарождаются в компании, также, как и в семье. У нас, например, сформировалась своя футбольная команда, мы вместе выезжаем на природу, отмечаем совместные праздники.

  4. Мне нравится получать знания и стараться их применять на практике, выходить из зоны комфорта и закреплять новые навыки. Кроме того что я директор образовательного центра, я еще и преподаватель. Когда начинаешь преподавать, волей-неволей приходится повышать свой уровень знаний. Езжу на стажировки, в частности, был в США, Шотландии, посещаю семинары и в Тюмени — по сценической речи, быстрочтению. Обязательно вкладываю деньги в обучение персонала, наш центр сам занимается повышением квалификации кадров, поэтому кому как не нам знать, насколько это важно.

  5. Сейчас многие компании дистанционно обучают сотрудников. И тут уже классические приемы мотивации работают не так хорошо.

    Долго искал в интернете статью,как вовлечь сотрудников в онлайн-обучение. Нашел интересный материал — специалист по дистанционному обучению Skayeng делится личным опытом и лайфхаками по обучению сотрудников:
    https://www.ispring.ru/elearning-insights/7-sposobov-vovlech-v-obuchenie/

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя