Нестандартные подходы к воспитанию и обучению ребенка

0
3023

Нестандартные подходы к воспитаниюКачественное воспитание — самый ценный подарок, который могут сделать ребенку родители. В отличие от материальных благ, наличие которых в будущем не всегда можно гарантировать, умение мыслить, строить отношения, отстаивать свои права и реализовывать данный природой потенциал останется с вашим сыном или дочерью на всю жизнь. В двадцатом веке детская психология бурно развивалась. Она прошла путь от педологии, заложившей основы педагогической психологии в двадцатых годах 20-го века, до когнитивных теорий Жана Пиаже и Марии Монтессори, впитала в себя аспекты психодинамических теорий развития ребенка Дональда Вудса Винникотта и Мелани Кляйн. Все эти концепции внесли свой вклад в то, что мы сегодня понимаем под полноценным воспитанием ребенка.

Одной из нашумевших лекций интернет-проекта TEDx в 2014 году стало выступление подростка Логана ЛаПланте с рассказом о своем взгляде на образование. Родители мальчика позволили ему выбрать формат собственного обучения. Вместе с ними, используя нестандартные подходы к воспитанию и обучению, он разработал индивидуальную программу, в которую включил не только общеобразовательные предметы, но и занятия спортом, творчеством, активные игры с друзьями, отдых на природе, разыгрывание сценок, помощь родителям и волонтерство.

Семья Логана отталкивалась от своего понимания счастья и включила в ежедневное времяпрепровождение своего ребенка все составляющие благополучной и интересной жизни. Мальчик с девяти лет задумывался о том, кем бы он хотел стать и, посетив дизайнерский цех пошива спортивной одежды, приступил к планированию собственного бизнеса. Однако главное в подходе семьи ЛаПланте в том, что они намерены вырастить своего сына счастливым человеком. Для этого, на их взгляд, важно уделять внимание гармоничному развитию, сочетая интеллектуальный труд с физическим, а заботу о материальном благосостоянии с умением выстраивать личные отношения.

С этим трудно не согласиться — множество подростков в современных российских школах при наличии значительного интеллектуального багажа и общей эрудированности испытывают проблемы с пониманием себя и общением в семье. Многие из них приобретают вредные привычки и нездоровые зависимости. Отчасти это связано с перегрузками, отчасти — с недостатком поддерживающего окружения и отсутствием навыков, позволяющих справляться с трудностями.

Домашнее обучение, учитывающее все индивидуальные особенности, — возможная альтернатива для творческих и особо чувствительных детей. Оно подойдет также для тех, кто имеет когнитивные затруднения. Например, расстройства спектра аутизма и синдром дефицита внимания позволяют интеллекту ребенка развиваться, но при этом сильно тормозят его социальную адаптацию. Чтобы компенсировать этот перекос, в начальных классах родители нередко выбирают для сына или дочери домашнее обучение.

«Новое — это хорошо забытое старое» — если поинтересоваться историей воспитания и образования в нашей стране, то эта поговорка вспомнится сразу. Педагогика, которую практиковали в семьях российских дворян, — одна из самых эффективных, если судить по уровню образованности и манерам писателей, дипломатов, политических деятелей XIX века. Чаше всего наследник благородного рода находился на домашнем обучении. Для него приглашали наставника, который и разрабатывал индивидуальную программу.

Роль гендерного стереотипа в воспитании

Тенденция ослабления гендерных стереотипов в нашей стране усиливается. Однако во многих семьях женщина по-прежнему делает основную домашнюю работу и вынуждена брать на себя весь уход за детьми. В то же время потенциал партнерских отношений в паре предполагает возможность перераспределения обязанностей с учетом большей взаимодополняемости. Преодоление гендерных стереотипов в семье позволяет активно вовлекать мужчин в воспитание детей и домашнюю работу, параллельно предоставляя женщине шанс реализоваться в профессии.

Для мальчика воспитание в подобном ключе означает активную помощь маме, участие в приготовлении еды и уборке квартиры. Также будущему мужчине на выбор представляются не только игрушки, машинки или конструкторы, но и куклы. Почему бы нет? Интерес мальчика к куклам и красивой одежде может указывать на дизайнерский талант, тонкий эстетический вкус.

Для современной девочки суровое следование гендерным стереотипам может быть чревато отсутствием возможности реализоваться, к примеру, в спорте или в технических специальностях. Для будущей женщины познания в области механики, например, или любых других изначально мужских сферах могут стать дополнительными конкурентными преимуществами, которые позволят ей занять в жизни то место, которое она хочет сама, а не то, которое отведено общественными устоями.

Нестандартные подходы к воспитанию и обучению ребенкаПо мнению психологов, внегендерный подход к воспитанию позволяет вырастить из детей хороших партнеров, способных к гибкому разделению обязанностей внутри семьи. К тому же отсутствие резкого разграничения ролей расширяет горизонты, дает возможность самостоятельного выбора своей стези из более широкого спектра, ограниченного лишь интересами ребенка.

Современные технологии в помощь воспитателю

«Хватит сидеть у телевизора, займись делом», «Когда ты наконец оторвешься от компьютера и сделаешь уроки» — такие реплики нынешние мамы и папы, будучи детьми и подростками, нередко слышали от своих родителей. У людей старшего поколения до сих пор Всемирная сеть ассоциируется с развлечениями и пустой тратой времени. Но воспринимать Интернет (а также компьютерные программы и мобильные приложения) лишь в качестве развлечения — большая ошибка.

Технологии сегодня помогают ребенку развиваться в любом возрасте. Компьютер или планшет доступны практически любой семье. Исследования доказывают, что, начиная с трех лет, можно использовать эти устройства для обучения, включая ребенку различные развивающие программы. Конечно, нужно тщательно фильтровать то, что сын или дочь увидят на экране. Время, проведенное с электронным устройством, не должно превышать двух-трех часов в сутки. Один из главных плюсов, который могут дать технологии, — формирование многозадачного и гибкого мышления. Если параллельно заботиться о том, чтобы развивать навыки концентрации и усидчивости, это дает превосходный комплексный эффект.

Вне зависимости от того, выбираете ли вы новую методику или пытаетесь адаптировать под себя уже давно известную, главное в воспитании ребенка — творчество, индивидуальный подход и взаимная открытость. Выбор средств огромен: истории и рассказы, презентации, жанровые сценки с целью изучить определенный исторический период, создание постановочных фильмов и видеороликов, игровые репортажи и интервью, арт-технологии или просто привлечение к помощи родителям по дому. Все это — краски в обширной палитре методов воспитания, с помощью которых вы с вашим ребенком сможете написать яркую и содержательную картину его детских лет.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя