С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Апр
01

Проверка контрагентов



Давно известно, что информация – самый дорогой товар. Особенно остро это чувствуют компании, успех которых зависит от благонадежности партнера. А раз есть спрос, появилось и предложение. Сегодня все больше игроков на рынке используют платные системы для проверки контрагентов.

Правильный выбор контрагента зачастую является залогом успешной сделки. Согласитесь, мало кому захочется сотрудничать с партнером, который уже несколько раз выступал ответчиком в суде по делу о несвоевременной поставке товара. Чтобы избежать подобных неприятностей, и были созданы аналитические программы, которые проверяют контрагентов на чистоплотность. Такие системы позволяют оценить структуру компании, определить совладельцев и аффилированность лиц, увидеть арбитражные дела компании, сделать выписки из ЕГРЮЛ и многое другое.

Еще десять лет назад налоговые органы не обращали особого внимания на честность контрагентов, следовательно, не было необходимости их проверять. Но после 2006 года стали применяться такие понятия, как недобросовестность контрагента и получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим встал вопрос о проверке компаний-партнеров.

Сегодня в России существует несколько ведущих информационно-аналитических систем для проверки контрагентов. Сведения предоставляют ЦБР, ФНС, ФСФР, ВАС, Казначейство России, Роспатент. Количество таких источников зависит от системы и ее стоимости. В России официальные базы регистрирующих, налоговых, статистических и финансовых органов существуют уже давно. Но автоматизированные электронные системы этих структур появились относительно недавно. Открыто же информация стала предоставляться только с 2000 года.

Аккумулируя информацию из открытых ресурсов, системы проверки контрагентов предоставляют ее клиентам в удобной форме. Запросить данные о любом юридическом лице можно по ИНН, ФИО владельца компании и адресу организации. При этом существует два основных способа получения информации — подписка на год/месяц или разовый платный запрос по определенному лицу или компании.

Необходимость в проверке контрагента

Одно из важных преимуществ систем онлайн проверки контрагентов — скорость. Чтобы получить выписку по компании из ЕГРЮЛ в налоговой службе, понадобится неделя, в системе же это можно сделать за три секунды. Кроме того, в налоговых органах вряд ли расскажут, что проверяемое лицо является учредителем нескольких фирм одновременно. Программа же такую информацию выдаст без проблем.

Существует такая схема — «карусель». Это когда собственники регулярно перепродают компанию, например, раз в полгода. Компания может просто переходить из рук в руки, может быть объектом М&А. Спустя некоторое время, когда необходимо будет отвечать по своим долгам, бывший владелец говорит, что у него больше нет компании, а свое имущество он полностью продал. Естественно, при этом тот, кто требует долга, останется в проигрыше.

Такой сценарий опасен для крупных компаний, например строительных, которые часто работают по системе предоплаты оптовым поставщикам или подрядчикам. Чтобы не столкнуться с подобными фирмами-однодневками, можно заранее их проверить в системе — посмотреть бухгалтерскую отчетность, арбитражные дела и многое другое, что даст о компании важную информацию, а главное, позволит составить целостную картину.

Для понимания приведем еще один пример. Когда компания подает в налоговую службу декларацию на возмещение НДС, инспекция проводит встречные проверки у контрагентов. Если выясняется, что ваш контрагент — это фирма-однодневка, вас могут обвинить в том, что вы таким образом отмывали деньги.

По словам экспертов, чтобы выявить нечистые на руку компании, надо обратить внимание на несколько моментов. Для начала можно проверить, участвует ли фирма в госзакупках. Если да, то уже это позволяет быть уверенным в ее честности, потому что компании обычно тщательно проверяются, прежде чем быть допущенными к торгам. Не менее важно обращать внимание на наличие у контрагентов арбитражных дел в судах. Кроме того, необходимо изучить бухгалтерскую отчетность компании и ее баланс. Это позволит проследить историю развития предприятия и понять, на какой стадии оно находится сейчас. А если компания должна предоставлять бухотчетность в Росстат, но не делает этого, значит налицо нарушение законодательства.

Основными пользователями систем для проверки контрагентов являются крупные компании, которые заинтересованы в поиске надежных поставщиков и подрядчиков, юридические конторы, специализирующиеся на арбитражных делах, банки и страховые компании, а также фирмы, принимающие участие в тендерах. Последним, например, необходимо знать, какие госторги выиграла конкретная компания, на какие суммы, каков состав работ и результат исполнения. В отличие от сайта госзакупок, который больше ориентирован на поиск заказчика, в таких системах данные можно сгруппировать и по исполнителям, и по заказчикам, а также просмотреть все состоявшиеся гендеры, объявленные любой организацией. Получив подобную информацию, можно оценить потенциальных конкурентов, что поможет в будущих торгах.

По мнению Дениса Корпачева, директора по развитию Первого независимого рейтингового агентства, такими системами пользуются не столько крупные компании, сколько те, для кого важно их бизнес-окружение. «Как правило, сегодня почти каждая компания для того чтобы проверить контрагента пользуется каким-то сервисом. Совсем мелкие фирмы осваивают бесплатные госресурсы, но с их помощью работать с информацией не так удобно. Кроме того, в платной системе можно построить отраслевой график, отчет о том, как выглядит компания на фоне конкурентов, сравнить отрасли, посмотреть цены и выполнить многие другие задачи», — объясняет Корпачев.

Скупой платит дважды

Но в подобных системах тоже не все гладко. Так, по словам юристов и предпринимателей, данные даже в платных программах по проверке контрагентов часто бывают устаревшими, а ведь оперативность информации может стоить компании больших денег.

«Недостатками баз данных является то, что финансовая отчетность в большинстве случаев отражается с большим опозданием — до трех кварталов. Информация об изменениях в учредительных документах, о собственниках, органах управления также бывает неактуальной», — поделился опытом Роман Юхно, начальник кредитного отдела одного из филиалов Газпромбанка.

Еще один частый недостаток таких информационно-аналитических программ — непроверенные данные. Чем достовернее информация, тем больше доверия к предоставляющей ее организации, а это в первую очередь доход. Потому случаев сознательного предоставления ложных данных компаниями практически нет, но ошибки случаются. В основном это устаревшая информация или механические описки, когда оператор при внесении данных в электронный реестр элементарно ошибается. А ведь существует вполне реальная уголовная ответственность за предоставление ложной информации.

Чтобы минимизировать риск подобных проблем, эксперты рекомендуют использовать платные версии систем: лучше заплатить за программу сейчас, чем потом потерять значительную сумму при неудачной сделке.

«Скупой платит дважды, поэтому нельзя использовать только бесплатные системы, — считает Константин Басенко, начальник службы безопасности Кубанского универсального банка. — Преимущество платных программ в том, что они оперируют данными из многих источников и располагают большим объемом информации. Конечно, траты на платные сервисы для банка имеют значение, но потери от сотрудничества с непроверенными контрагентами могут быть куда более ощутимыми».

Однако эксперты не рекомендуют при выборе контрагентов всецело полагаться на данные программы. Полностью исключить риски неспособна ни одна система. Сведения стоит должным образом изучить, перепроверить и только после тщательного анализа — использовать.

По мнению юриста Виктора Морозова, для серьезно проверить контрагента, помимо информационной базы необходим еще и грамотный аналитик. «С данными нужно уметь работать. Даже для того чтобы просто получить информацию, необходим изначально правильный запрос. Можно иметь дело с любыми базами данных, платными или бесплатными, главное — уметь это делать», — считает Морозов.

Комплексный подход

По данным Росстата, сегодня первые три места по объему выручки на рынке информационно-аналитических систем для проверки контрагентов занимают компании «Интерфакс» (программа «СПАРК»), «Интегрум» и «Мультистат». К менее популярным относятся системы «СКРИН», Fira Pro, «Картотека.Ру», «Медиалогия», Public.Ru и Park.Ru. Все существующие сервисы предоставляют как платные, так и бесплатные услуги, а цены на них варьируются в очень широком диапазоне. Государственные сервисы в основном направлены на отдельных граждан, в то время как остальные ориентированы на юридические лица.

Сегодня продажи программ для проверки контрагентов категории Business intelligence постоянно растут, а выручка увеличивается с каждым годом, так что несложно предсказать их благополучное будущее. Однако Андреи Решетинский, главный администратор информационных ресурсов ГМЦ Росстата и руководитель проекта «Мультистат», считает иначе. По его мнению, на этом рынке сейчас происходит естественный спад. «В нашем секторе мало предприятий, которые действительно работают. Все крупные игроки либо знают друг друга, либо все знают главных игроков. Внешние же инвесторы пока смотрят с опаской на российские компании, поэтому яростного спроса нет», — поясняет Андрей Решетинский.

По мнению экспертов, результат работы подобных систем проверки контрагентов — это лишь вспомогательный фактор. Только заказчику решать, на каком основании он будет выбирать контрагента. Исключением являются организации, для которых законом предусмотрена процедура проверки связанных предприятий. Ведь в этом случае при выявлении профилированных контрагентов компания получит отказ в сотрудничестве.

Приобретать программу или использовать бесплатную версию — выбор зависит от формы деятельности компании, от специфики взаимоотношений с контрагентами. В бизнесе бесплатно не значит выгодно. При проверке контрагента желателен комплексный подход, поэтому решение, потратиться или сэкономить, зависит только от руководителя компании.

Автор: Наталья Трофимова


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


  1. миша сказал,

    Все конечно расписано хорошо, только одно упущено. В основном все российские компании о себе сведения подают вымышленные, как в раскрученной пиар рекламе. Работают по одной схеме, а сведения подают во все органы другие, и все шито-крыто. И тут как на кого попадешь. Единственная система — эта еще известная с древних времен, как Царь Соломон проверял свое государство — прикидывался нищим и ходил слушал достоверную информацию у простого люда, а не то, что скажут его приближенные подданные…))))

Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика