С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Мар
11

Детский коучинг: как выявить мотивы ребенка?



Как выявить мотив ребенкаВыбирая жизненный путь для ребенка, родители исходят из лучших побуждений и своего опыта. Однако часто желания родителей и детей совсем не совпадают. На помощь семье придет детский коучинг.

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее, иногда не задумываясь, чего хочет сам ребенок. «Что он, ребенок, понимает в этой жизни? Как можно основываться на его желаниях?» Да, конечно, у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы строить далеко идущие планы. Однако, у него уже есть врожденный набор качеств характера, который задает определенный мотив для всех его действий, предсказывает его поведение. Этот набор не передается на генетическом уровне, то есть может быть совсем иным, отличным от родительского.

Если его врожденные качества характера не совпадают с родительскими ожиданиями, то могут возникнуть следующие ситуации. Например, мама мечтала в подростковом возрасте блистать на подиуме, и теперь с самого рождения дочери водит ее на все показы, съемки, корректирует питание, занимаясь с ребенком в модельном агентстве и т.д., посвящая этому практически все свое время. Некоторым детям это и в самом деле интересно, они с удовольствием окунаются в мир моды, стойко переносят все строгие диеты и правила. А некоторые дети, сначала следуя призывам и требованиям мамы «ведутся», а потом начинают увиливать, капризничать, саботировать мероприятия. И у мамы начинают возникать мысли о неблагодарности ребенка.

Или папа, приложив колоссальные усилия, основал бизнес, и видит своего сына преемником, а ребенку это совершенно не интересно: он хочет заниматься совершенно другим. Отец, мягко говоря, разочарован.

Как выявить основной мотив ребенка?

Один из вариантов — обратиться к детскому коучу. Эта профессия еще относительно нова для нашей страны, хотя многие взрослые уже имеют своих персональных коучей и знают зачем кочинг нужен. Сейчас это даже модно. К коучу, как адвокату, лучше обращаться до возникновения проблемы. Очень важно выбрать «своего» коуча, который поймет ребенка, поможет ему, скорректирует поведение родителей, не задев их чувств. Снятие рефлексии — постоянного обдумывания и зацикливания на ситуации — понимание происходящего и принятие друг друга существенно снижают конфликтность в жизни как детей, так и взрослых. Коучинг позволяет увидеть причины и суть проблемы и найти эффективные и комфортные для клиента пути решения вопроса. Необходимо помнить, что, обучая ребенка, мы обучаемся и меняемся сами.

Но помимо того, чтобы помочь развиваться ребенку в интересных ему сферах, родителям хочется развить в нем те качества, которые с высоты опыта важны для успеха в жизни. И здесь мы тоже можем помочь развить черты характера, необходимые для эффективного пребывания ребенка в том социуме и в той страте, в которой он родился и растет. Важно помнить, что чем раньше родители поймут основной мотив ребенка и сопоставят его со своими ценностями, тем проще будет развивать в ребенке остальные грани характера. Чем больше будет развито качеств, тем универсальнее и гармоничнее он сможет действовать в различных ситуациях.

В основе лежит типология личности, в которой выделяется 7 основных мотивов, движущих нашими поступками. Их может быть несколько, но ведущий всегда один. Важно помнить, что нет плохих характеров, в каждом есть плюсы и минусы, и они тесно связаны между собой. Мы можем нивелировать некоторые из них путем развития других типов личности. Итак, типы мотивов.

Творчество, эксперимент

  • Общая характеристика: таким детям свойственна некоторая небрежность во всем, что касается одежды, рабочего места. Может бросить вещь неважно где, как только она стала ненужной. Любят рюкзаки и темные очки. Не выбрасывают сломанных вещей. Не убирают за собой. Взгляд несколько отсутствующий. Непредсказуемость поступков, простодушие и наивность. Проявляют творчество всегда и во всем. Могут увидеть простое в сложном и наоборот.
  • Плюсы: творческий подход, креативность, хорошо развито ассоциативное мышление, хорошее воображение.
  • Минусы: непрактичность, не способен создавать и поддерживать порядок, бестактность, замкнутость, неэффективность общения.

Самопрезентация

  • Общая характеристика: ребенок любит быть в центре внимания, любит выступать. Таким детям все равно, каким образом привлекать внимание, главное, чтобы его было побольше. Выражение их лиц часто — мимическая маска. Характерна манерность, театральность, претенциозность жестикуляции. Часто они принимают красивые, «выигрышные», величественные позы. Любят яркие вещи, подарки в красивой обертке, собирают экзотические безделушки. Вешают на стену свои фотографии, дипломы, грамоты и т.д. При столкновении с первыми реальными трудностями резко теряет к работе интерес и, в конце концов, бросит недоделав.
  • Плюсы:               умеют красиво излагать мысли, легко адаптируются к любой социальной группе, умеют произвести нужное впечатление, артистизм, способность к ролевому поведению.
  • Минусы: завышенная самооценка, эгоизм, «бегство в болезнь» (психосоматические заболевания), перескакивание с задачи на задачу. Не признают своих ошибок. Неискренни. Имитируют результаты деятельности.

Установление правил

  • Общая характеристика: везде стараются устанавливать правила и диктовать условия, зачастую требовательным тоном, периодически в довольно агрессивной форме. Очень аккуратны. Чистоплотны. Раскладывают вещи в соответствии с их собственной классификацией, по баночкам, ящичкам. Любят спортивную многофункциональную удобную одежду. Не любят, когда кто-то берет их вещи. Любят мастерить руками, собирать мелкие детали. Часто — недовольное выражение лица, колючий взгляд. Медлительны, сдержанны. Позы и жесты как бы характеризуют захват территории. Брезгливость, азартность. Они делят всех на «сильных» и «слабых», на «своих» и «чужих».
  • Плюсы: умеют структурировать информацию, смелость и решительность, склонность к порядку во всем, умение планировать, внимательность к мелочам.
  • Минусы: необщительность, склонность советовать другим, подозрительность, занудливость, агрессивность, недоверчивость.

Социальное реформаторство

  • Общая характеристика: такие дети зачастую выглядят очень серьезными и сосредоточенными, они думают, как изменить весь мир. Очень уверены в себе и в том, что могут практически все. Лидеры по натуре, всегда окружают себя помощниками. Очень упорно преодолевают трудности (вообще упорство, иногда даже некая твердолобость, их отличительная черта). Предпочитают классический стиль в одежде, строгую прическу, делающую их взрослее. Им свойственна направляющая и ритмообразующая жестикуляция, сокращение физической дистанции с людьми. Не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать.
  • Плюсы:
    целеустремленность и масштабность целей, результативность, доведение начатого до конца, уверенность в себе, лидерство, устойчивость к стрессу.
  • Минусы: упрямство, нежелание услышать новую идею, отсутствие душевной теплоты.

Безопасность, незаметность

  • Общая характеристика: медленно переключаются с одной задачи на другую, с одного собеседника на другого. Часто не могут самостоятельно принять решение. Им присуши консерватизм и сохранение традиционных форм поведения. Темные цвета одежды. Склонность носить одно и тоже. Минимализм. Очень опрятны, любят чистоту. Робкий взгляд, не смотрят в глаза собеседнику. Позы, мимика и жестикуляция весьма сдержаны. Голос тихий и монотонный. Склонны к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях. Пунктуальны, организованны.
  • Плюсы:               продуманность и взвешенность каждого шага, умение предвидеть опасности, стремление к порядку, экономность.
  • Минусы: боязливость, безынициативность, склонность плыть по течению, пассивность, быстрая утомляемость.

Гармонизация пространства и отношений вокруг них

  • Общая характеристика: добрые и естественные. Задумчивые, немного печальные глаза. Мягкий взгляд. Обладают врожденным вкусом, чувством стиля и гармонии. Избегают тесной давящей одежды. Любят искусство. Очень любят красивых и пушистых животных. Позы естественны. Они тактичны и тонко чувствуют окружающих людей. Не выносят крика и ссор. Сочувствуют, сопереживают. Ответственны, добросовестны, старательны.
  • Плюсы: эмоциональны, с развитой интуицией, чувством красоты и гармонии, тактичность, скромность, заботливость, ответственность, умение поговорить по душам.
  • Минусы: мягкость, не способность дать отпор, и сказать «нет».

Праздник, веселье

  • Общая характеристика: легки на подъем, переключаются с задачи на задачу, активны физически. Заливисто смеются, легко сходятся с новыми людьми. Быстрые движения (походка, еда, речь). Иллюстрирующая и размашистая жестикуляция. Торопливая небрежность в одежде и обилие различных предметов в карманах. Любят пикники и поездки на природу, праздники и веселые компании.
  • Плюсы: коммуникабельность, оптимизм, легкость па подъем, не переживает по мелочам, уверенность в себе. Быстро адаптируется к любой среде.
  • Минусы: небрежность, невнимательность к мелочам, необязательность. Не любят дисциплины, легкомысленны, дела не заканчивают.

Возможно, читая характеристики разных типов, вы определили несколько мотивов своего ребенка и не знаете, какой основной. Задайте себе вслух вопрос, например: «Мой ребенок больше занимается самопрезентацией или установлением правил?» Ответив на пего, сравните другие типы характера с вашим ответом, и т.д.

Определив основной мотив своего ребенка, подумайте, какие качества вы хотели бы в нем развить.

В одной из следующих статей мы поговорим о том, как развить те качества, которые свойственны конкретному типу личности.

Автор: Инна Рубцова, кандидат наук РАН


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика