Психология коллекционирования

2
5442

Психология коллекционированияНачиная с редких книг, ценных скульптур, полотен и реликвий, продолжая коллекционными чашками, почтовыми марками, монетами, орденами и заканчивая игрушками, грампластинками, ракушками и даже перечницами — пожалуй, для любой вещи найдутся свои собиратели.

Во все времена существовали более или менее особенные предметы, способные привлекать коллекционеров. Но откуда берётся эта страсть к собирательству? Это одержимость? Мания? Увлечение ли это, или неконтролируемый внутренний порыв, или просто потребность называть что-то своим, обладать, накапливать? Такими вопросами историки, психологи и социальные терапевты задаются на протяжении десятилетий. Однако психология коллекционирования слишком широка и чересчур различны характеры собирателей.

Возьмём, например, знаменитого коллекционера рукописей и книг сэра Томаса Филиппа, которому для транспортировки накопленного потребовалось 103 повозки, 230 лошадей, 160 человек и почти девять месяцев. Скончавшись в 1872 году, он оставил, вероятно, самое обширное и значительное собрание книг и рукописей, когда-либо созданное одним человеком. Страсть сэра Томаса к обладанию вещами, видимо, граничила с манией. Так, всего за три года до смерти он писал: «Я покупаю печатные книги, потому что хочу иметь по одному экземпляру каждой книги на свете». И масштабы его приобретений были грандиозны: свыше 50 тысяч книг и манускриптов, тысячи карт, авторских рисунков, генеалогических древ и грамот, более 60 тысяч рукописных документов. Знаменитая коллекция была настолько обширна, что аукционный дом «Сотбис», продавая её до сегодняшнего дня, то есть за те почти полтораста лет, что прошли после смерти сэра Томаса, уже провёл шестьдесят аукционов в Лондоне и Нью-Йорке и заработал многие миллионы долларов.

Удовольствие и польза коллекционирования

Он не одинок в своей страсти к собирательству. Фанатичными коллекционерами были Вальтер Беньямин и Дон Жуан, Екатерина Великая и Оноре де Бальзак — и это лишь немногие примеры. Всех энтузиастов этого занятия объединяет глубокая потребность отправляться на поиски сокровищ. Сегодня делать это легче, чем во времена сэра Томаса Филиппа, поскольку торговля в интернете открыла рынок коллекционных вещей для широкой публики и упростила поиск желаемого вне зависимости оттого, живете ли вы в российской глубинке или в двух кварталах от «антикварной мили» Нью-Йорка.

Итак, коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человечества: каждый из нас когда-либо как-либо что-либо собирал. Среди мотивов, которые движут коллекционерами, нередки познавательный интерес, радость открытий, стремление к творческой активности и самореализации за рамками работы, обеспечивающей существование, удовольствие от созерцания порядка и очевидных связей, ощущение счастья, вызываемое духовным обогащением и совершенствованием собственной личности — да, «коллекционеры счастливые люди», как сказал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Впрочем, многие из тех, кто мыслит глобально, считают коллекционирование также общественной и культурной задачей. Они рассматривают себя (может быть, даже не сознавая того) как продолжателей великой традиции, ведь без накопленного многочисленными собирателями в прошлом и настоящем наша культура была бы куда беднее.

Коллекционирование, как меценатство и поддержка искусства

Многие нынешние музеи и библиотеки возникли на основе частных собраний, принадлежавших, как правило, богатым людям, которые поручали скупать сокровища культуры, просто чтобы выделиться и окружить себя блеском. Но немало было и тех, кто создавал коллекции, руководствуясь знаниями и чувством ответственности перед историей и искусством. Эти соображения в последние десятилетия становятся важны также для стремительно растущего числа известных предприятий. Поэтому неудивительно, что многие фирмы, и прежде всего банки и страховые компании, украшают свою штаб-квартиру, административные здания и филиалы произведениями искусства. Тому есть разные причины. Некоторые предприятия хотят приобщить своих сотрудников к духовным ценностям, другие работают на улучшение своего имиджа: не только поддерживают искусство, но и включают это направление в свою маркетинговую концепцию; третьи рассматривают предметы искусства исключительно как способ вложения денег. В то время как в прошлом интерес к прекрасному чаще проявляли непублично, девиз сегодняшнего дня: «Делай добро и говори об этом». Всё больше банков, страховых и других компаний представляют свои собрания широкой общественности или даже открывают собственные музеи. К примеру, одна из самых крупных корпоративных коллекций принадлежит «Deutsche Bank» — это более 56 тысяч произведений искусства, находящихся в 911 местах в 48 странах. Такие банки, как «HypoVereinsbank», и бренды, как «Montblanc», сохраняют и расширяют свои собрания, руководствуясь рекомендациями собственных экспертов-искусствоведов. Благодаря этому сегодня в различных областях можно наблюдать ренессанс меценатства.

Виды коллекционирования

Впрочем, любовь к собирательству вовсе не удел элиты. И дело не в обладании самыми большими, самыми редкими или дорогими объектами, а, скорее, в чем-то универсальном, доступном и всеобъемлющем. Чтобы считаться коллекционером, не нужны и колоссальные средства. Здесь важнее голод, охотничий азарт и открытость по отношению к вещам. И как бы ни отличались между собой коллекционеры, эти качества их объединяют.

Автор книг, редактор и дизайнер интерьеров Ребекка Робертсон выделяет много различных типов коллекционеров. Считается, что все они стремятся собрать как можно большее количество определённых вещей, однако встречаются минималисты, которым важно иметь пускай немногие, зато особо ценные объекты. Их кредо: «Элегантность — это умение отказываться»; их основной принцип — перфекционизм. Минималисты предпочитают качество количеству и позволяют себе соблазняться только самыми лучшими экземплярами. Поэтому их коллекция в большинстве случаев невелика, но тем она ценнее. Максималиста, напротив, интересует как можно большее число объектов одного рода — объём его собрания часто поражает, у него можно увидеть сотни переплётов-дублюр в библиотеке, полной книг по графическому дизайну. Коллекционер техники увлекается отжившими технологиями и механическими изделиями — от антикварных настенных часов до первых фотокамер и продукции 1960-х годов. Мир такого коллекционера — это музей технических игрушек родом из прошлого. Ножницы и молотки, старые медицинские инструменты, тостеры и иглы для патефонов — ему может быть интересна любая занятная вещица, появившаяся в эпоху после промышленной революции.

Многие предметы коллекционирования представляются достойными внимания даже для несобирателя: китайский фарфор, муранское стекло, старые монеты и т. п. А вот фантазёра привлекает иное, ведь он копит ради получения удовольствия — и обычно это совершенно нестандартные вещи: солонки в форме овощей, разнообразные бутылки, соломинки для коктейлей, бирдекели — подставки под пивные кружки из всех уголков света. Фантазёр пополняет коллекцию чаще всего на блошиных рынках и в лавках старьёвщиков. Не таков натуралист: этот собирает всё, что можно найти в природе, от ископаемых до перьев, от выброшенных на берег щепок до морских звёзд и обкатанных морем осколков стекла. Пополнить список своих сокровищ натуралисту проще, чем другим коллекционерам: его «экспонаты» встречаются повсюду. Но и он, подобно прочим, намётанным глазом ищет нечто уникальное, будь то камень в форме сердца или безупречно симметричный плоский морской ёж.

Итак, коллекционеры живут среди нас. Вполне вероятно, что мы и сами относимся к этому роду людей, даже не замечая того.

 

2 Комментарии

  1. Говоря о коллекционировании как об инвестициях, следует отметить, что целое состояние могут стоить не только золото, бриллианты, произведения искусства или олдтаймеры. Настоящим сокровищем, за которое участники аукционов будут готовы отдать немалую сумму, иногда оказываются и совершенно неожиданные предметы.

  2. Каждый в своей жизни что-то коллекционировал))) Я собирал марки, монеты, значки, пивные банки…, а сейчас только долларовые купюры)))

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя