С помощью изложенного здесь материала Вы шаг за шагом по крупицам создадите свой Успех.

Ноя
24

Бизнес-коучинг



Business CoachСогласно данным исследовательского центра Superjob, 45% российских компаний в этом году увеличили бюджет на корпоративное образование, особенно — на бизнес-тренинги. Однако теперь боссы тщательнее выбирают, кого и чему обучать. Ежегодные затраты некоторых компаний на личностный и профессиональный рост работников порой достигают десятков миллионов рублей.

Бизнес-коучинг для руководителей: стоит ли «овчинка выделки»?

Построение любого бизнеса — дело, требующее не только профессиональных навыков, но и глубоких психологических знаний. Управлять коллективом, повышать мотивацию сотрудников и быть признанным, а не формальным лидером — настоящее искусство, подвластное не каждому. В зарубежных компаниях справляться с этими задачами уже не одно десятилетие помогают «специально обученные» люди — коучи и бизнес-тренеры, в России же популярность их услуг стала увеличиваться лишь в последние годы. Коучинг появился в начале 1980-х гг. Его основателями считаются британские спортивные тренеры Тимоти Голди и Джон Уитмор. Изначально под коучингом понималась особая форма тренировки спортсменов-теннисистов, претендующих на выдающиеся результаты. Затем он вызвал интерес у бизнесменов, политиков и звезд шоу-бизнеса: оказалось, это эффективная тренинг-мегодика достижения серьезных личных целей, которая развивалась на основе наставничества, консультирования и психотерапии. А сами коучи стали восприниматься как люди, способные довести других до высоких целей.

На отечественном рынке существует более десятка школ, продвигающих сертификационные программы подготовки профессиональных коучей. Среди них — Международная академия коучинга, Эриксоновский университет коучинга, Лаборатория коучинга CoachLab и др. Пройдя обучение сроком от трех месяцев до полу года, человек может сдать экзамен и стать специалистом по стандартам международных ассоциаций коучинга.

Слово «коуч» по-немецки звучит как «кучер» (kutscher — «карета, повозка»). В свою очередь, немецкое слово произошло от венгерского kocsi — «дорожный экипаж», по названию города Коч. В 1500-1600 гг. была изобретена повозка с подвеской, вследствие своего удобства получившая широкое распространение по всей Европе. Кучера из этого города обслуживали сообщение между Веной и Будой в XV-XVI вв. Позднее произошла игра слова и «кучер» стал «извозчиком» — «тем, кто доставит тебя куда надо».

Сегодня в России около 1 тыс. профессиональных коучей, и все они, как правило, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время в Европе, где бизнес-тренинги уже давно являются естественной составляющей любого бизнес-процесса, количество коучей — около 21 тыс., что, к слову, составляет 45% всего мирового рынка.

Причина небольшого объема бизнес-тренинговых услуг в нашей стране кроется в национальных особенностях. К примеру, если американец или европеец понимает, что в его жизни что-то идет не так, то он отправляется к психологу или коучу, где за деньги получает квалифицированную помощь и решает свою проблему. В России же, когда возникают проблемы, человек предпочитает выговориться другу либо вообще случайному попутчику. При этом наступает временное облегчение, так как «работа» проводилась только с симптомом, а проблема и ее корни так и остались нетронутыми.

В СССР психологические тренинги развивались под западным влиянием. Когда в страну приезжал известный американский психолог Карл Роджерс, его занятия проходили при полном аншлаге. Один из первых тренингов в России был проведен в Академии народного хозяйства СССР американцами. На нем собрались депутаты, руководители заводов — это был настоящий «взрыв мозга». Люди, привыкшие к монотонному голосу лектора, наблюдали на сцене тренера, который то кричал, то затихал и заставлял выполнять упражнения.

Коучинг для бизнеса: надсистемный подход

kouching-dlya-biznesaКоуч и тренер — как две стороны одной медали. Принципиальная разница между ними в том, что первый работает индивидуально или с небольшими группами в несколько человек, а второй — со всем коллективом или огромными залами. Сегодня большинство крупных компаний используют так или иначе услуги коучей и тренеров. Чаще всего приглашается персональный наставник для владельца компании, чтобы поработать с основополагающими вещами типа миссии, стратегии, способов развития бренда или масштабирования бизнеса. Тренеры, в свою очередь, работают с коллективами, налаживая связи между отделами в рамках отдельных проектов либо помогая во внедрении технологий, полученных в результате обучения, проведенного для сотрудников компании.

Работа такого «наставника» с коллективом очень полезна для развития фирмы. Специалист видит всю систему со стороны и помогает сотрудникам самостоятельно найти лучший способ решения задач и при этом взять на себя ответственность за него. Проблемы могут возникнуть, когда штатные тренеры компаний думают, что могут справиться своими силами, не приглашая внешних консультантов. Зачастую то, что предлагают на таких внутренних тренингах, больше воспринимается как теория. Люди слушают правильные тезисы и слова, читают книги, но не всегда используют полученные знания на практике. Наибольшую пользу коуч сможет принести компании, оставаясь «над системой», то есть не будучи сотрудником на зарплате. Именно полная свобода и независимость от заказчика позволяет коучу задавать клиенту неудобные вопросы, показывать пробелы в компании и способствовать ее росту.

В России управленцы нацелены на результат. Но, как признаются эксперты, часто они смотрят на него в краткосрочной перспективе, не фокусируясь на создании рабочей среды. Лидерство у нас ассоциируется с глаголами «прогнуть», «продавить», «доминировать», «показать свою власть». Это глубинная ошибка — лидер должен в первую очередь ставить своей задачей создание эффективной рабочей среды. Кроме того, главы российских компаний не умеют прогнозировать ситуацию. В основном они не сильные стратеги, отсюда допускается масса просчетов, в частности неумение ставить точные цели. Часть ошибок возникает из-за отсутствия гибкости мышления, когда топ-менеджеры и начальники не могут выйти из зоны комфорта, не умеют анализировать и делегировать полномочия, формировать команду и не понимают значимость информирования сотрудников о своих целях и задачах. Руководители ссылаются на нехватку денег на это, в итоге получается замкнутый круг. Пока предприниматели не поймут, что много чего уже в России изменилось и по-старому работать просто нельзя, пройдет еще немало времени. Но тот, кто держит руку на пульсе и понимает, что нужно бесконечно учиться и внедрять в свой бизнес все передовые технологии, тот выиграет битву и с кризисом, и с русским «авось».

В каждой компании есть одна фундаментальная проблема, мешающая ее развитию. Это касается как крупных корпораций, так и малых фирм. Коучи сходятся во мнении: нередко руководители российских компаний не умеют правильно ставить цели. Соберите ключевых сотрудников и задайте им два вопроса: чем на самом деле занимается ваша компания и чем на самом деле занимается каждый из них, — советуют эксперты. Сравните полученные ответы со своим видением — они вас сильно удивят. Подобную технику называют «сверкой карт» и рекомендуют практиковать как минимум раз в месяц.

Функции бизнес-коучинга

Большинство руководителей организаций обращаются за помощью к коучам с одинаковыми вопросами. К примеру, как заставить сотрудников работать и повысить их мотивацию. Ведь понятно, что у менеджеров огромный потенциал, который они по каким-то причинам открывать не хотят. И коучи действительно помогают, но только в тех случаях, когда руководители прислушиваются к ним.

Один из распространенных запросов работодателей — научить сотрудников общаться с клиентами. Также боссы жалуются на незнание делового этикета сотрудниками, вступающими в переговоры, их засоренную речь, сленг и нецензурные выражения. Часть руководителей может быть просто недовольна работой подчиненных, но сформулировать недовольство затрудняется. Тогда на помощь приходит отработанный тренерами запрос — что должен уметь делать ваш специалист после тренинга. Помимо прочего, начальников не устраивает внутренняя коммуникация — взаимодействие между отделами и подразделениями. Недовольны бывают работой региональных филиалов в плане выполнения задач, а также собственным неумением должным образом контролировать и мотивировать персонал.

Профессиональный коучинг выгоден для заказчика. Еще в начале 2000-х гг. компания Manchester Inc., мировой лидер в программах управленческого коучинга, провела и опубликовала результаты исследования в компаниях из списка «Fortune 500», определив, что почти 70% из них пользуются услугами консультантов. Согласно данным International Personnel Management Association, тренинги сами но себе увеличивают производительность на 22,5%, в то время как эти мероприятия в сопровождении персонального бизнес-коучинга увеличивают производительность на 88%.

В целом менеджеры характеризуют высокий возврат инвестиций в корпоративное образование. Причина таких великолепных результатов обращения бизнеса к специалистам — в главной особенности коучинга: если коуч — профессионал, он не дает советов, не дает решений, а только спрашивает, то есть вынуждает и учит мыслить и искать решения самому. В результате сотрудники начинают генерировать идеи, а не послушно исполнять указания руководителя, как было принято раньше.

Сегодня одна из важных тенденций в бизнес-коучинге — работа с балансом и гармоничным развитием жизни как собственника фирмы, так и ее сотрудников. Поэтому наряду с коучингом в компании пришли йога, тайчи, различные дыхательные практики и методы работы со стрессом, позволяющие сформировать гармоничную личность и, как следствие, сильную и гармоничную организацию.

Многие заказчики ищут сегодня комплексные решения. Для них разработан так называемый метод «4В», который расшифровывается как «всё возможное вместо вас». Большинство клиентов не понимают, чего хотят и как применить то, что они узнали от коуча или бизнес-тренера. Они нуждаются в помощи. Поэтому эксперты все чаще вместо клиентов ищут не только ответы на сложные вопросы, но и способы их воплощения в компаниях.

ТОП-4 самых известных в мире бизнес-тренеров

Нассим Талеб — американский бизнес-гуру и трейдер. В 2006 году предсказал глобальный финансовый кризис. В 2007-2008 гг. ему удалось заработать несколько миллионов долларов. Известен своей теорией «Черный лебедь», суть которой сводится к тому, что ученые и финансисты переоценивают возможности рациональных толкований и недооценивают влияние необъяснимой случайности. Самые знаменитые его книги — «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» и «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».

Роберт Кийосаки — американский инвестор и преподаватель. В 1985 году он основал международную образовательную компанию Rich Dad’s Organization, которая обучала десятки тысяч студентов по всему миру бизнесу и инвестированию. Он автор бестселлеров «Богатый папа, бедный папа», «Квадрант денежного потока» и «Руководство Богатого папы по инвестированию». Все три книги были в рейтинге 10 лучших бестселлеров Wall Street Journal, Business Week и New York Times.

Энтони Роббинс — американский предприниматель, бизнес-оратор. Его персональный коучинг стоит $ 1 млн в год а запись на него ведется на два года вперед. Среди учеников — экспрезиценты Билл Клинтон и Михаил Горбачев, олимпийский чемпион по теннису Андре Агасси и др. Семинары Роббинса посетили 4 млн человек из более чем 80 стран мира. Учрежденный им некоммерческий фонд оказывает помощь городской молодежи, пожилым людям, бездомным и ежегодно кормит более 2 млн человек.

Бодо Шефер — финансовый консультант номер один в Европе, писатель и бизнесмен. Его семинары с успехом проходят во многих странах мира — Германии, Бельгии, США, Австралии, Турции. Считается непревзойденным практиком в области тайм-менеджмента и управления финансами. На родине, в Германии, Шефера окрестили Финансовым Моцартом. Его знаменитая фраза — «Если вы решили что-то сделать, но не начали это делать в течение 72 часов, в 85% случаев вы не сделаете этого никогда».


Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:



Читайте статьи данной категории:


Добавить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

    Яндекс.Метрика