Аромамаркетинг

1
2380

Аромамаркетинг для российского рынка — явление диковинное и непривычное. Отечественные предприниматели пока с опаской относятся к идее завоевания покупателей с помощью приятных запахов и фирменных ароматов, в то время как за рубежом слабости потребительского обоняния приносят компаниям немалую прибыль.

Сегодня даже российское общество, вкусившее плоды рекламной лихорадки куда позднее, нежели капиталистические страны, уже изнывает и жалобно стонет под нависшим гнетом атакующего «Купи!». Рискующий взорваться от обилия втискиваемой в него рекламы, мозг потребителя нашел простой выход: игнорировать излишки. В такой ситуации прозорливые российские маркетологи проявили оригинальность и вовремя взяли в толк, что запахи способны привлечь или отпугнуть клиентов. Ареал использования аромамаркентинга оказался весьма и весьма широк — посредством ароматных манипуляций неискушенных клиентов можно привлекать в рестораны, сувенирные магазины, автомобильные заправки и парикмахерские.

На зарубежных рынках наличие аромалоготипа (специально придуманного для определенной фирмы аромата) уже стало признаком хорошего тона, однако российские компании пока не готовы к повсеместному проникновению аромамаркетинга. Причин тому масса: элементарная невежественность в этом вопросе, неверие в результат, экономия средств. Как ни крути, даже расчудесный аромат не может гарантировать определенный процент вероятности покупки. Воздействие аромадизайна и арома-мерчандайзинга более мягкое, чем, предположим, терроризирование потребителя яркими билбордами, однако не менее действенное. Если увидевший пеструю вывеску клиент может купить сок и больше никогда не вернуться, то благодаря остроте восприятия аромата и его продолжительному воздействию (это, к слову, происходит, глубоко на бессознательном уровне), покупатель скорее вернется туда, где его нос уловил запах маминого пирога.

Технология благоухания

Что же делать для того, чтобы извлекать выгоду из аромакультуры, не столь давно пришедшей к нам с Запада? Предположим, вы владелица или владелец небольшой кофейни. Частенько, когда мелют кофе, в кафе стоит умопомрачительный аромат, привлекающий все больше и больше клиентов в ваше заведение. Но не станешь же вхолостую молоть кофе ради создания чудного аромата. Вот тут-то и поспешат на выручку диспенсеры с благоуханной жидкостью (оборудование для аромамаркетинга). Установленные в нескольких укромных местах, они будут источать желанный аромат смолотого кофе на протяжении всего рабочего дня. Или пару часов вдень. Принцип их работы незатейлив: где-нибудь в помещении или же прямо в вентиляционную систему встраивается аромаприбор (там, где порекомендует специалист). Кроме того, часто в некоторых помещениях требуется аромаклининг — очищение воздуха от запахов. Эта услуга может понадобиться, например, в рыбном отделе гипермаркета или лакокрасочном магазине.

Власть обоняния в действии

В аромамаркетинге выделяют два основных вида воздействия на потребителя. Первый, прямой вид воздействия предполагает ароматизацию того помещения, куда приходит клиент: это использование аромата в гостинице, кафетерии, на торговых площадях, в сувенирной лавке и т.п. Прямое воздействие повышает лояльность клиента, стимулирует его проводить больше времени в помещении и приходить в это место повторно.

Под непрямым видом воздействия подразумевается формирование бренда и повышение узнаваемости в целом. Например, клиенту вручают благоухающую визитку, предлагают купить автомобиль, салон которого невероятно долго пахнет кожей, дарят сувенир, пропитанный фирменным запахом. После участия в таких аромамероприятиях мы узнаем производителя почти инстинктивно.

«НАУКА 2.0.» ОБ АРОМАМАРКЕТИНГЕ

Через органы зрения человек получает только семьдесят процентов информации, об оставшихся тридцати маркетологи тоже не забывают. Почти в каждом супермаркете есть своя хлебопекарня. Обычно она находится в противоположном от входа углу. Запах свежей выпечки возбуждает аппетит и покупатель неизбежно направляется в сторону притягательного аромата, а по пути совершает незапланированные покупки. Этот суперфокус взяли на вооружение не только супермаркеты, но и непродовольственные магазины (хотя сегодня еще далеко не многие знают что такое аромамаркетинг). Например, в обувном отделе обычно ощущается легкий, но очень приятный запах кожи. Покупатель уверен – никаких уловок здесь нет, но не все так просто. «Кожаная обувь, кроме запаха кожи имеет еще ряд специфических запахов. Например, запах клея. И когда в одном помещении находится большое количество обуви, возникает стойкий запах, неприятный для покупателей. Поэтому мы используем ароматизаторы», — говорит администратор одного из московских обувных магазинов.

Аромадифузер – небольшой агрегат, не привлекающий к себе внимание. Он выполняет важную функцию – нейтрализует неприятные запахи и наполняет помещение тонким, едва уловимым ароматом.

В том, что вкусные запахи действуют на человека предсказуемо, нет никакого секрета. Чтобы привлечь покупателя продавцы обращаются к одорологии (наука о запахах, их восприятии и влиянии на человеческое поведение). Многочисленные исследования ученых одорологов доказали, что окружающие запахи могут влиять на поведение людей – чем приятнее и тоньше аромат тем больше эмоциональный подъем испытывает человек. Многие запахи запоминаются даже на уровне условных рефлексов. Когда человек сталкивается со знакомым ароматом, в нем просыпаются ранее испытанные эмоции.

Запах регистрируют сразу два отдела мозга. Первый отвечает сам запах. То есть отвечает за сознательный анализ и к чему он принадлежит. Второй — за воспоминания и ассоциации, возникающие при вдыхании аромата. Такие подсознательные ассоциации усиливаю впечатления.

«В нашем магазине мы стараемся ставить приятную музыку, а также использовать аромадифузеры, благодаря которым в нашем магазине приятный свежий запах. Покупателям приятно ощущать зимой летнюю свежесть» — говорит администратор одного из магазинов одежды. Так психология помогает превратить обыденный процесс покупки в приятный досуг.

«Ароматное» нашествие на российский рынок

Отечественному аромамаркстингу чуть больше десятка лет, но вплотную им стали заниматься только последние три-четыре года. За это время на рынке появилось некоторое количество фирм, предлагающих соответствующие услуги (аромамаркетинг выгодный бизнес). И пока конкуренция невелика, они сумели занять «теплое местечко». Однако, как утверждают представители этих компаний, такое положение дел — явление временное. Не семимильными, но уверенными шагами аромамаркетинг идет навстречу российскому бизнесу.

Среди причин, мешающих успеху аромамаркетинга на нашем рынке представитель компании «Aromastyle» Андрей называет, прежде всего, ориентированность бизнесменов на прибыль: «Основное препятствие развития аромамаркетинга в нашей стране — менталитет владельцев и управляющих компаний. Мы столкнулись с такой проблемой: уровень сервиса, который оказывают организации в России, не так важен, как объемы выручки. Поэтому зачастую предприниматели отказываются от создания приятной атмосферы в своих помещениях

В привлечении потребителя и завоевании его доверия аромамаркетинг играет далеко не последнюю роль, однако и он не может быть результативным, если обслуживание и сервис находятся на низком уровне. Привыкшие к мгновенному и гарантированному результату отечественные дельцы с недоверием относятся к маркетинговой новинке. Однако самые смелые из них все же рискуют и, надо сказать, отнюдь не проигрывают. При должном соблюдении остальных элементов сервиса выгода использования аромадизайна чрезвычайно высока. Как утверждают новоиспеченные клиенты, гости и покупатели действительно стали задерживаться у них дольше, при этом пребывая в отличном расположении духа. Разумеется, это не могло не сказаться на увеличении объема продаж и на общей прибыли компаний.

Нос по ветру: перспективы аромамаркетинга

Сейчас у отечественного аромабизнеса пора становления, но уже через пару-тройку лет вдохновленные положительными примерами бизнесмены убедятся в необходимости использования аромамаркетинга. Его существенное преимущество в том, что приестся такой подход, в отличие от визуальных и аудиальных приемов воздействия на потребителя, не так скоро. Кроме того, добиться уникальности своего аромата пока не так уж и сложно. Возросший уровень аромакультуры вскоре приведет к мощному скачку спроса, благодаря чему игроки, занявшие сегодня первые позиции в этом сегменте, извлекут колоссальную прибыль.

1 комментарий

  1. Действительно,аромат творит чудеса!Я сама массажист и знаю,как клиенты реагируют на эфирные композиции в маслах,с какой радостью отмечают присутствующие в кабинете запахи.
    Полагаю,со временем будут задействованы все субмодальности!
    Cпасибо за тему!

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя