Бизнес в условиях кризиса и санкций

2
2742

Бизнес в условиях кризиса и санкцийУ меня вопрос: какие преимущества для собственников и руководителей российских компаний от того, что на Украине идет гражданская война? Ведь и помимо западных санкций в отечественной экономике имеются проблемы — замедление темпов роста, нехватка рабочих рук. Итак, что же делать бизнесу в условиях кризиса и санкций?

Сначала давайте проверим, насколько серьезна проблема. Экономика страны в стагнации. Во многих секторах идет серьезный и весьма ощутимый спад. Так, по сравнению с прошлым годом, произошло довольно ощутимое падение продаж летом, хотя лето — не самый худший сезон.

Что происходит, например, в банковском секторе? У кого-то отзывают лицензии, кто-то разоряется настолько быстро, что у него не успевают отозвать лицензию. Некоторые эксперты ставят в вину Центробанку излишнюю мягкость (хотя большинство считает, что регулятор слишком строг), но никто не оспаривает сам факт сложностей в этой сфере.

В торговле автомобилями спад за последние месяцы — от 30 до 60%. Исчезли очереди даже на популярные марки машин. Не помогает ни льготное кредитование, ни продажи trade-in. Паники пока нет, но дилеры все скептичнее оценивают перспективы по итогам года, а о будущем даже не зарекаются.

Если здраво рассудить, то вряд ли кто-то из деловых людей в подобной ситуации находит повод для шуток и неоправданного оптимизма. Достаточно взглянуть на инвестиционные планы российского бизнеса: за исключением государственных и окологосударственных компаний все потихоньку стали сокращать свои вложения в новое производство, в новые ниши рынка и так далее. И это, подчеркну, еще до объявления санкций со стороны Запада!

Цикличность бизнеса

Что делать бизнесу в условиях кризиса и санкций? В целом, любой бизнес проходит периоды роста и спада. И то, и другое можно использовать на благо своего бизнеса.

Периоды роста нужны для того, чтобы увеличивать доходы, захватывать рынок, привлекать большую долю клиентов. Периоды стагнации позволяют улучшать процессы внутри компании, сокращать затраты, увеличивать отдачу на каждого работающего сотрудника и капитал, в этой ситуации можно многое сделать для будущего развития бизнеса.

Удержать платежеспособного клиента

Когда идет серьезное падение рынка, задача бизнеса — выжить. Но выживание невозможно без удержания клиентской платежеспособной базы. У очень многих компаний крайне эффективно выстроена работа с клиентами. Если вы сегодня выжили, а ваши конкуренты завтра погибнут, потому что не смогли эффективно действовать в состоянии спада рынка, то послезавтра выжившие частично расширят позиции на расчистившемся рынке.

Та компания, которая в непростой ситуации снижения рыночных показателей сможет выстроить активную работу с клиентами, легче пройдет кризис, чем ее конкуренты, которые будут пассивно реагировать на события. Более того, в период кризиса удержание имеющихся клиентов имеет большее значение, чем приобретение новых.

Внимание к финансам!

Важна и грамотная финансовая политика. Сейчас кредитование будет очень сильно ужесточаться, кредиты не будут выдаваться. К этой ситуации нужно готовиться. Часть кредита вам придется вернуть, а нового не дадут. Как выходить из этой ситуации? Советую не ввязываться в авантюры, а скорее снижать долговое бремя.

Самый эффективный момент для инвестиций — сразу после большого падения. Кто имеет финансовые ресурсы, тот достойно себя чувствует в периоды кризиса и санкций. Финансовая подушка безопасности позволит пережить самые тяжелые времена.

В целом, те, кто сейчас посвятит свое время укреплению работы с клиентами, различным необходимым целевым программам, работе с клиентской базой, у кого есть финансовая подушка безопасности — переживут этот кризис и увеличат свою долю рынка за счет многих других компаний, которые кризис не переживут и уйдут с рынка.

Автор: Константин Бакшт

2 Комментарии

  1. Надеюсь, выживут достойнейшие, а нечистые и обманывающие компании вымрут!

  2. Самая главная ошибка — сидеть и делать вид, что кризиса нет и все само рассосется. Если ждать сложа руки, дождаться можно разве что банкротства, как «Трансаэро». Предполагаю, что в 2016 количество бизнес трупов будет исчисляться сотнями тысяч. Как выжить бизнесу в условиях кризиса и санкций? Исследовать рынок и модели поведения клиентов в кризис. Если покупатели продолжают к вам ходить, но сократили объемы покупок, есть смысл бороться за сумму среднего чека. Если клиенты уходят к более дешевым конкурентам, стоит создать эконом продукты и пакетные предложения. В любом случае не лишним будет обратить внимание на рынки, где есть деньги: будь то отдельные регионы РФ (вспомните, сколько денег вкладывали в Сочи перед Олимпиадой) или страны ближнего и дальнего зарубежья.
    Очевидно, что экономика России идет вниз. Но — внимание — это не значит, что именно наш бизнес должен умереть. Кризис как минимум основательно проредит конкурентов.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя