Вслед за Китаем и США в России набирают популярность «сайты коллективных скидок». Подобные сервисы заняли ведущее место по темпам развития бизнеса в мире благодаря тому, что позволяют малому бизнесу оптимально использовать возможности Интернета, а потребителям – получить скидки.
«Коллективные покупки» появились в Китае еще в начале века. Экономные жители Поднебесной первыми стали организовываться в группы, чтобы получить у продавца максимальную скидку на товар или услугу. Продавцу выгодно получить больше клиентов, а покупателям достается существенное снижение цены. Когда ноу-хау проникло в США, оно оформилось в цивилизованную форму. Появились сайты скидок, где покупатели могут легко найти друг друга, а продавцы, заинтересованные в увеличении потока клиентов, периодически объявляют о существенном снижении цены – вплоть до 90%. Сайт скидок «Группон», зарегистрированный в США, быстро нашел сотни тысяч клиентов, которые стали активно пользоваться предложениями от самых разных компаний. В России такие сайты тоже появляются как грибы после дождя – Kuponator.ru, Vigoda.ru, WeClever.ru, KupiKu-pon.ru, BillKill.ru, Biglion.ru, JoyBuy.ru, SellBerry.ru, Kupibonus.ru и другие. Аналогичные ресурсы уже «поселились» и в социальных сетях.
Выгода для пользователей сайта коллективных покупок
Получить скидки можно уже практически в любом крупном городе, включенным в систему функционирования сайтов коллективных скидок. Выгода дляпользователей очевидна – скидка 50 – 90% от стоимости услуг. Но существуют и подводные камни.
Выгодная цена для шопоголика – как наркотик. Как и на обычных распродажах, на скидочных сайтах есть опасность нахватать «всего и побольше». Химчистка салона автомобиля с 70% скидкой может оказаться на другом конце города, и потеря времени и нервов на дорогу вряд ли компенсирует выигрыш в цене.
Особая тема – специфические услуги, вроде медицинских:
«Я купила купон на процедуру для лица по привлекательной, как мне казалось, цене – 2 тысячи рублей. И очень радовалась. Но позже поняла, в чем секрет такой «щедрости»: вместо целого флакона лечебного средства косметолог использовал для меня только его пятую часть. Получается, одна процедура кроилась на пять клиентов и продавалась частями. А это уже совсем невыгодно, да и бесполезно», – пожаловалась в Интернете клиентка одного из купонных сайтов. Администрация пообещала вернуть ей деньги, затраченные на покупку купона. Деньги за саму процедуру ей, конечно, не вернут.
Сайты коллективных скидок имеют свои недостатки. Например, если сайт продает 1000 купонов на посещение аквапарка или в боулинг по сверхльготной цене (700 вместо 1800 рублей) и при этом «забывает» позаботиться о регулировании потока клиентов, то у вас все шансы лицом к лицу познакомиться со всеми покупателями купонов, стоя в очереди на водную горку или к боулинг-дорожке. А заодно и вспомнить, что дешево – это не всегда хорошо.
Выгода для малого бизнеса
Главный плюс для заведений от сайтов коллективных скидок — возможность рассказать о себе с минимальными дополнительными затратами. День катания на горках в аквапарке «Фэнтези» стоит 1200 рублей, но через сайт идет за 384 рубля. «Структура затрат аквапарка практически не зависит от числа посетителей: спасатели обязаны стоять на горках независимо от того, 100 человек пришло или 500. То есть люди с купонами не добавляют мне расходов. Да, я получил их со скидкой, но иначе я не получил бы их вообще, так как практически отсутствует рекламный бюджет на продвижение заведения», — рассуждает Сергей Чистохин, директор «Фэнтези парка».
С кафе и барами ситуация иная. Количество посетителей прямо влияет на их затраты. Но, как заверяют участники рынка, сделать скидку 50% не представляет особых проблем. Максимум, что грозит заведению — сработать «в ноль». «Что такое абстрактная недополученная прибыль по сравнению с «живыми» деньгами, которые придется отдавать за любую другую рекламу? Повесить растяжку над улицей на 10 дней стоит 30 000-60 000 рублей. И не факт, что хоть один человек придет. А тут реальные люди! Задача лишь в том, чтобы они захотели вернуться», — говорит Екатерина Рогачева, арт-директор ресторана «Замок Мефисто».
Выгода для сайта коллективных покупок
Коммерческие отношения сайта и заведения строятся в зависимости от бизнес-модели интернет-ресурса. В первом случае акция — исключительно мероприятие по продвижению. Пользователь приобретает купон за 50-150 рублей и пользуется дисконтом 50-60% на все меню или на все услуги заведения без ограничений. Деньги за купон целиком идут сайту.
Во второй модели часть скидки окупается. Купон стоит дороже, уже 150-300 рублей, но за это человек получает право получить услугу на определенную сумму — например, поесть в ресторане на 500-1000 рублей. Зато если счет выйдет больше, разницу клиент целиком доплачивает сам. Деньги за купон сайт перечисляет заведению, оставляя себе 30-70% комиссии.
Владельцы сайтов коллективных покупок утверждают, что благодаря большому количеству посетителей сайта они могут договариваться с компаниями об эксклюзивно низких ценах. В итоге все счастливы: компания получает наплыв клиентов, покупатель – скидку, а интернет-сайт – плату за купоны.