История успеха Ольги Свибловой

5
7619

Ольга Свиблова – российский кинорежиссёр-документалист, директор «Мультимедиа Арт Музея, Москва», почетный академик Российской академии художеств, искусствовед  — одна из тех немногих женщин, которые могут часами говорить об искусстве. Когда стараниями Свибловой что ни год стали проходить грандиозные фестивали фотографии, и стало казаться, что фотография вдруг превратилась для нас в важнейшее из искусств, все задались вопросом: а откуда, собственно, взялась Свиблова? «Не было, не было,- говорили о ней многие,- и вдруг появилась». На самом деле просвещенное большинство ошибалось. Свиблова была всегда. Просто знало об этом сначала лишь просвещенное меньшинство. Сегодня эту стильную, невероятно деятельную, успешную и красивую женщину знает и ценит каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к прекрасному. Именно благодаря ей искусство фотографии в постсоветской России стало востребованным и значимым. «Я не терплю некачественного искусства», — не раз заявляла Ольга Львовна, и во многом благодаря такому неприятию «халтуры» на свет появилось великое множество грандиозных проектов.

Она почти всегда в черном, элегантна и красива. Ее знают не только в России, но и по всей Европе. Она одной из первых в России доказала, что куратор может быть таким же полноправным творцом, как и художник. Доктор философии, академик РАЕН, куратор более 500 проектов в области современного искусства и фотографии в России и за рубежом – и это лишь малая доля того, что можно сказать об этой выдающейся женщине.

История успеха, Биография Ольги Свибловой

Ольга Львовна Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве. Ее отец – инженер в космической промышленности, а мать – филолог, специалист по особенностям строения немецкого языка.

Будучи ребенком, Ольга Свиблова посещала курсы при Третьяковской галерее, и была частым гостем на театральных представлениях. Рассказывая о людях, сформировавших ее личность, Ольга Свиблова в первую очередь упоминает о своей семье – обеих бабушках и родителях. «Все материальное не играло никакой роли, но все, что касалось жизни, культуры, общения – это все было», — говорит она. Ольга Свиблова вспоминает и о повседневных ритуалах, которые в детстве казались нудными, но оказались очень важной частью жизни, и о концертах классической музыки в Консерватории, и о том, как ей спасли здоровье, а может быть – и жизнь: «Когда у меня был полиомиелит, мама нашла врача, который посоветовал ей поставить ребенка на коньки и кормить квашеной капустой. Квашеную капусту я до сих пор люблю, а спорт – вообще великая вещь, потому что закаляет характер и дает запас энергии».

Огромную роль в жизни Свибловой сыграла школа. «Спасибо 44й математической школе, — искренне говорит она много лет спустя, — без того, чему меня там научили, я бы не могла заниматься тем, чем занимаюсь. Они дали мне не только знания и умения, которые пригождаются до сих пор, но и понимание жизни. Учителя не просто работали, они нами жили». Очень важными оказались турпоходы и этнографические экспедиции школьных лет: благодаря им Ольга Свиблова поняла, что в мире нет ничего случайного, и все культурные явления связаны между собой.

Главное правило Ольги Свибловой – «В жизни интересно то, что выпадает из правил». Это касается, прежде всего, неофициальной культуры.  Вот как Ольга Свиблова рассказывает о моменте, когда в ее жизнь пришло современное искусство – «В юности я шла по улице и увидела странно одетых, волосатых и бородатых людей; они сильно выделялись из общей массы прохожих, и я пошла за ними, держась на некотором расстоянии. И пришла на первую квартирную выставку, где в числе прочих выставлялся Оскар Рабин. Я совершенно не знала, зачем я иду за этими странными людьми. Я и не предполагала, что попаду на выставку. Мне просто понравился их необычный вид.»

После школы Свиблова поступила на биофак МГУ. Как она призналась в одном из интервью, ей страстно хотелось заниматься грибами. На биофаке она провела три года, а потом ушла, по причине того, что ей не нравилось, как там пахло, а она всегда была чувствительна к запахам.

В 1978 году Ольга с отличием окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова, а в 1987 году, уже вполне погрузившись в мир современного искусства, все-таки нашла возможность окончить и аспирантуру при том же факультете по специализации «Метафоризация творческих процессов». Впрочем, Ольга признается, что несколько разочаровалась в психологии, так что защищаться не стала  — «Мне люди просто неинтересны. Поэтому я ушла из психологии. Надо очень любить человека, бесконечно им интересоваться, чтобы с ним долго работать. Мне скучен человек вне дела! А когда он в деле – мне интересен результат, который будет достигнут».

Хоть по профессии Свиблова никогда и не работала, зато отлично сумела применить свои знания на практике — изучая психологию собственного мужа и его друзей (в 19 лет Ольга вышла замуж за поэта Алексея Парщикова) – «У нас вечно дома собиралось человек двадцать-тридцать со всей России. У многих не было ни кола ни двора. И я четко знала, кто из них гений — даже без того, чтобы это звание было четко легитимизировано и подкреплено обществом различными наградами и званиями.»

Гостей Свиблова с Парщиковым принимали в свободное от работы время. На работе же они занимались уборкой улиц и дворов. Это им в свое время Андрей Вознесенский посвятил проникновенное стихотворение об уходящей в дворники интеллигенции. Но романтика была лишь в поэзии — в жизни работа оказалась нелегкой и прозаичной, особенно когда выпадал снег. Свиблова потом еще долго вспоминала тяжесть этого труда и никому из своих знакомых-безработных в дворники идти не советовала. Сама же безработной подолгу не бывала — всегда умела каким-то образом зарабатывать деньги (она была хорошим репетитором, преподавая биологию и химию), содержать дом, оберегая мужа от этих забот. Его заботой было только писать стихи. Все хлопоты по переговорам с издательствами и журналами, по налаживанию нужных связей Ольга брала на себя. Собственной карьерой она не занималась: ее карьерой стала карьера мужа. И она ее сделала, насколько это было возможно по тем временам. Парщиков стал знаменем новой поэзии, Андреем Вознесенским 80-х. На его вечера собирались толпы, имя было на слуху даже у тех, кто не прочитал ни строчки.

В 1984 году Свиблова родила сына Тимофея. Даже близкие друзья не знали, существует ли «изнанка» этого брака, ссорятся ли они, выясняют ли отношения, изменяют ли друг другу. Ольга и Алексей всегда представали идеальной парой, излучающей флюиды счастья и будущего большого успеха. Никто, конечно, и помыслить не мог о том, что успех этот будет раздельным, как современный санузел, и что большая часть его достанется Ольге.

Рассказывают, первый муж Ольги Свибловой однажды сказал ей, что жена такого великого русского поэта, как он, должна быть богатой иностранкой. После чего они расстались. Парщиков уехал из страны, Ольга осталась. С этого момента и началась ее карьера. Любопытно, что в итоге она стала таки и богатой, и иностранкой.

Говорят, что женщина, целиком посвятившая себя мужу, после развода теряется и редко когда приходит в себя. Ольга Свиблова – сама самодостаточность и абсолютное опровержение этого постулата. В 80-е годы Ольга входит в мир современного искусства уже на правах участника. Но не творца, а исследователя и куратора. Первой ее работой в этом качестве стали однодневные выставки молодежного современного искусства в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту. Это был 1984 год.

С середины 1980-х годов, когда пришла перестройка, а вместе с нею русский бум, то есть бешеный, небывалый успех современного русского искусства на Западе и большой спрос на него, Свиблова с легкостью освоила новый имидж — незамужней деловой женщины, и новую профессию — куратора выставок современного искусства. Она первой стала собирать работы современных русских художников для корпоративных, то есть банковских, коллекций. Тогда ее заказчиком была компания «Ринако». Свиблова с легкостью завязала массу международных связей и одной из первых стала много ездить по миру (кстати, во время одной из поездок Ольга и познакомилась со своим вторым мужем Оливье).

В 1987 году она получила возможность поработать сразу с несколькими арт-проектами: организовала и провела фестиваль в финском городе Иматре, а также две программы — поэтическую и кинематографическую — для легендарной 17-й молодежной выставки, на которой впервые в большом количестве  были показаны работы неофициальных художников. Писала, одна из первых, про этих художников в перестроечную прессу, а также в профессиональные издания по искусству.

В том же 1987 году Ольга Свиблова сняла свой первый документальный фильм — «Кривоарбатский переулок, 12», завоевавший приз на фестивале документального кино об архитектуре в Лозанне.

В следующем году вновь были выставки в Финляндии, первая выставка в Париже, а также была завершена работа над документальным фильмом «Черный квадрат», рассказывающем о советском андеграундном искусстве 1953-1988 годов. Этот фильм завоевал большое количество наград — приз парижской критики на Каннском фестивале, главный приз фестиваля в Чикаго, главный приз 1-го Всесоюзного фестиваля документального кино и другие. «Черный квадрат» сделал имя Ольги Свибловой знаменитым на весь мир. Затем были знаменитые киноленты «В поисках счастливого конца» (1991) и «Дина Верни» (1995).

В 1993 году Свиблова курировала проекты «Искусство как власть. Власть как искусство» в ЦДХ и «Искусство как деньги. Деньги как искусство», подготовленные для Всемирного экономического форума в Давосе.

«Мне до сих пор кажется, что деньги и искусство несовместны. Конечно, я могу использовать разные аргументы и говорить, что работа именно этого художника столько стоит, потому что он самый быстрый. Но считать искусство в условных ­единицах мне до сих пор кажется абсурдным — именно поэтому у меня никогда не будет собственной галереи и я никогда не буду артдилером.»

В 1996 году Ольга Свиблова сделала, пожалуй, самый значимый для ценителей искусства фотографии подарок: основала совместно с правительством Москвы Московский Дом фотографии, переименованный в последствии в «Мультимедиа Арт Музей, Москва». Он стал первым российским музеем, специализирующимся на фотографии, а также культурным центром с обширной просветительской программой. В частности, именно там проводится Московское Фотобиеннале. А в 2006 году при музеи открылась Московская школа фотографии и мультимедиа.

На вопрос сложно ли было с нуля создавать новый музей, Свиблова отвечает – «Когда я начала делать Дом фотографии, ситуация в современном искусстве у нас была — швах. Кто мог — уехал, международный рынок рухнул, специализированных институций в стране не было. Надо было сначала что-то так глубоко посадить в почву, чтобы разрослась корневая система, поэтому сначала была основана московская фотобиеннале в 1996 году. Когда случился огромный успех, я написала в правительство Москвы письмо, что нам необходим Московский дом фотографии. Чем хорошо быть женщиной? Если ты женщина, у тебя есть а) здравый смысл, б) страсть и в) умение ждать и проходить разные препятствия, то есть быть стойким оловянным солдатиком и не ломаться.

Исходя из того опыта, что мы видели за рубежом, мы приняли модель и до сих пор ей пользуемся, справляемся без услуг управленческого консалтинга — у нас половина работ на биеннале интернациональные, половина – национальные, половина из каждой половины — это звезды международной фотографии или российские, другая часть — это young generation, новая кровь. Процентный состав мы каждый раз держим. Не надо менять то, что разумно. Но каждый раз, когда ты делаешь программу биеннале, ты смотришь тематически, что «звенит». Иногда ты собираешь ее 5 лет, иногда 10. И здесь мы помогаем художникам и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из регионов – мы за это время сделали более трех тысяч выставок. И уже через год, в 1997 году, когда у нас еще не было выставочных залов, мы начали программу «История России в фотографиях», ради которой вообще можно было организовать МДФ.»

В ее адрес сказано немало благодарностей. «Ольга Свиблова и Московский дом фотографии сделали свое черно-белое и цветное дело, — сказал как-то известный фотограф Георгий Пинхасов. — Они в хорошем смысле навязали российскому зрителю интерес к фотографии. Когда я уезжал из России в 80-е годы, в этой области была пустота, просто ноль».

За семнадцать прошедших с того времени лет Домом фотографии реализовано примерно 3000 российских и зарубежных проектов как в области фото, так и в области современного искусства.

Такие грандиозные достижения не могли остаться незамеченными: Ольга Свиблова удостоена огромного количества наград. Среди самых значимых — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Дружбы, медаль парижской мэрии «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры» и многие другие. В 2008 Свиблова вошла в число двенадцати самых успешных женщин в рейтинге журнала «Карьера».

Сегодня под патронажем Свибловой проходят два крупнейших фотофестиваля – «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии». В рамках фотофестивалей предоставлены работы крупнейших фотографов мира, особое место уделяется французской фотографии, и не случайно. По мнению Ольги Львовны, Франция и США — две страны, где фотография впервые была поднята на музейный пьедестал. Причем во Франции особенно развита материальная культура и все, что составляет предметную ткань истории.

Личная жизнь Ольги Свибловой

Жизнь Ольги Свибловой проходит в постоянных перелетах и переездах, тем более, что у Свибловой два дома: Москва и Париж. Часто не хватает времени на семью, в чем она не раз признавалась — «У меня времени не хватает ни на семью, ни на здоровый сон… Я всем своим сотрудникам говорю: чем больше работаете, тем меньше скандалов дома. Тебя же там нет – так чего скандалить?»

К слову, второй муж Ольги – французский бизнесмен Оливье Моран – также близок к искусству: он владеет галереей в Париже «Мой муж чистокровный француз. Познакомились в 91-м году. С тех пор неразлучны, живем вместе, счастливы. Жизнь с человеком другой национальности всегда непростая вещь: менталитет разный. Я думаю, я счастлива, потому что мой муж уважает мою русскую душу… Когда мы познакомились, у него был центр современного искусства. Он любит современное искусство».

На вопросы, что еще вас объединяет с мужем кроме искусства и рабочего интереса, Ольга Свиблова отвечает – «Ну вы знаете, это же жизнь. Мы одинаково относимся к ней, у нас одинаковые представления о добре и зле, о женском и мужском. Я считаю, что мужчина – глава семьи, поэтому в нашем доме все подчинено тому, как хочет мой муж. На работе я командую, я отвечаю. А в доме командует муж – я подчиняюсь. Во-первых, мне все нравится, что он делает, и это вызывает у меня восхищение. Он думает обо всем от начала и до конца: от постройки дома до его оснащения стульями и тарелками: все, что есть в нашем доме, куплено моим мужем, и мне это нравится. Я даже отказалась от готовки, хотя я очень люблю готовить и всегда думала, что я вкусно готовлю, но… Мой муж готовит вкуснее, и он обожает это делать, поэтому мне пришлось сделать над собой усилие и уступить ему кухню. Мне достаются какие-то «частные» работы, например, салат помыть, овощи нарезать… Сначала я очень болезненно это переживала, потому что от меня отрезали какой-то кусок моей женской функции, но потом в какой-то момент я поняла, что нужно кому-то другому что-то доверить и разделить обязанности. Мы разделили, и я бесконечно счастлива.»

Секреты успеха Ольги Свибловой в цитатах

Те, кому доводилось работать с Ольгой Львовной, не раз отмечали, насколько неутомимым и энергичным человеком она является — «Я люблю моменты стрессовой концентрации — когда ты собираешь всю себя в кулак и все получается. Могу преодолевать характером физические недостатки. Меня научили этому спорт и походы. Я люблю труд, конечным итогом которого ставится физический результат: мне потребовалось некоторое время, чтобы научиться получать удовольствие от физического напряжения, от крепатуры.»

«Важно просто любить то, что ты делаешь, никакого секрета нет. Сейчас, проведя девять месяцев на стройке нового Дома Фотографии, я могу сказать честно — я полюбила строительное дело. Я знаю о нем все: от виброзащиты, термошока и того, как устанавливаются плинтуса, до того, сколько кладется известки в раствор. Мне вообще интересен мир, мне интересны люди… до определенной степени.»

«Я не только создатель культурных проектов, но и благодарный потребитель: зритель, читатель, слушатель. Для того чтобы думать самому, тебе постоянно нужна подпитка. Так или иначе, если я в выходные в Москве, то объезжаю все проекты своих коллег. Я ложусь спать все-таки с книжкой, прочитав семь газет от корки до корки.»

 «Восприятие искусства — это кропотливая работа. Парщиков говорил мне: «Не читай плохое, а то запомнишь». Это правда: надо запоминать только стоящее. Я никогда не планирую свою жизнь. Всегда реагирую на то, что меня восхищает.»

«Я обучена схемам ментального анализа. Всегда могу объяснить, почему мне нравится эта работа, а не та. Почему с этим человеком стоит иметь дело, а с этим — ни за что. И почему, когда две балерины технически одинаково исполняют одну партию, то в одном случае это искусство, а в другом — нет.»

«Нельзя прожить жизнь, не совершая ошибок. Важно из них вынести определенный опыт. Самое страшное — закрывать глаза на реальность. Но жизнь такая как есть — прекрасна: в ней всегда есть нормальные люди.»

«Я думаю, что счастье это когда ты не задаешь себе вопрос, что это такое.»

«Я крайне мало собой занимаюсь, потому что у меня просто нет времени. Я крайне редко делаю шопинг, что вы могли заметить по моим нарядам: они меняются нечасто. Я люблю вещи, как люблю старых друзей: они живут со мной годами, десятилетиями. Могу забыть о существовании какой-то вещи, а потом найти ее, достать из шкафа и относить целый сезон. У меня нет времени думать каждое утро, как нужно одеться, и я прекрасно себя чувствую в образе, который создался, и мне не надо его каждый день менять. В какой-то момент жизни ты сам с собой совпадаешь, а когда ты совпал, не надо идти на ухищрения. У меня не чешется каждый день вдруг надеть красное, розовое или зеленое. Я спокойно отношусь к своим морщинам, потому что они очень гармоничны со мной. Если у человека есть недостатки, важно не фиксироваться на них, превращать их в достоинство, однажды найдя общий язык с самим собой.»

У нас в стране не умеют носить возраст. Женщины в 45 либо безудержно молодятся, либо сдают позиции. Свиблова привлекательна в свои 60 лет и будет поражать нас яркой харизмой, думаю, еще не один десяток лет. Но самое главное – она ЖИВАЯ, в отличие от многих мумифицированных героев рубрики Иконы стиля. Восхищает манера этой женщины держаться. Ее можно узнать в толпе даже со спины, и не нужно долго искать поводы, чтобы применять эпитеты – элегантная, аристократичная, утонченная.

5 Комментарии

  1. Боже! Автор, я перед Вами на коленях!!! Вот, вроде, только «вчера» я пожелала в одном из комментариев прочитать у Вас на страницах сайта про Ольгу Свиблову и Вы, как джин-волшебник мгновенно выполнили мою просьбу. Я перед Вами преклоняюсь за такие интересные статьи на Вашем сайте! Про Свиблову я читала много и везде, но так изысканно написано только у Вас. Читая у Вас на сайте биографии успешных мужчин, я обратила внимание, что свой упех большинство мужчин сделали на пороках людей, т.е. выпуском водки или организацией грабительских банков, как, например, «Русский стандарт». А успех может быть другим, как у Ольги Свибловой, к примеру. Я не буду занимать Ваше внимание и время повтором перечисления достижений Свибловой. Я, просто, хочу сказать, бывают подарки разные: материальные, интеллектуальные, для души…. Всякие. Когда утром, как обычно, включив комп-р, я вдруг увидела Вашу статью в рассылке мне… Я подчеркну: именно, МНЕ!… Я такого шикарного подарка никогда не получала и, тем более с утра. И я, вдруг, четко осознала, что у меня все будет хорошо, не смотря на уже длительную череду неприятностей в моей жизни! И просто, к слову, у меня еще возраст с Свибловой один, я даже старше на три года и ваше окончание статьи, цитирую: «У нас в стране не умеют носить возраст. Женщины в 45 либо безудержно молодятся, либо сдают позиции. Свиблова привлекательна в свои 60 лет и будет поражать нас яркой харизмой, думаю, еще не один десяток лет.» — как выстрел, поставил точку в моем осознании себя. Автор, низкий Вам поклон!!!

  2. Впервые эта женщина привлекла мое внимание своей манерой говорить и утверждать — так могла говорить лишь успешная, уверенная в себе женщина… хотя речь шла о чем-то спорном, и выглядела она отнюдь не в выигрышном свете, не помню где и о чем… потом запомнилось ее необычное колье с бусинами — и она в нем, действительно, очень часто появлялась — в подтверждение собственных слов о нелюбви менять собственный образ… когда Ольга очередной раз мелькнула на экране, мне захотелось узнать о ней более подробно, спасибо за хорошую статью

  3. Вчера посмотрела по телевизору передачу «Главная линия», где состоялась встреча с Ольгой Свибловой и меня её образ очень растрогал. Я влюбилась в Ольгу. Она покорила меня своей свежестью, нестандартностью мышления, конечно, любовь к фотографиям — это и моё хобби. Поэтому хочу сегодня поехать в музей, чтобы посмотреть эти богатые ценности. Спасибо Вам, дорогая Ольга и дай Бог Вам крепкого здоровья и дальнейших творческих шагов во благо людей.
    29.08.14 г. N.S.

  4. Восхищаюсь этой женщиной, цифры возраста не «читаются» они теряются в облике этой женщины. Я ее наблюдаю на разных ток-шоу и замечаю насколько стильный и современный человек. Очень понравилась ваша статья о Ольге. Спасибо.

  5. Увидев Ольгу Свиблову однажды в телевизионном репортаже, сразу узнал ее маму, так как они очень похожи. Татьяна Александровна Свиблова — мой любимый преподаватель речевой практики немецкого языка (1975-1978 ВИ МО) Изумительной доброты и искренности человек! Если жива — дай ей Бог здоровья! Если ушла от нас — светлая память о светлой женщине!

Оставьте ответ