История успеха Джоан Роулинг

9
13297

Содержание

  • История успеха, Биография Джоан Роулинг
  • Детство и юношеские годы Джоан Роулинг
  • Начало истории о Гарри Поттере и переезд в Португалию
  • Замужество, расставание и возвращение домой
  • Окончание работы над книгой и первые попытку ее опубликовать
  • Публикация первой книги и первый успех
  • Экранизация первого романа
  • Серия романов
  • Экранизация серии
  • Последняя книга в серии романов о Поттере
  • Pottermore
  • Другие книги Джоан Роулинг
  • Личная и семейная жизнь Джоан Роулинг
  • Интересные факты биографии Джоан Роулинг
  • Секреты успеха Джоан Роулинг

Имя Джоан Роулинг, возможно, известно не всем, но каждому знаком персонаж ее книг – юный волшебник Гарри Поттер. Книги и фильмы о нем любят люди всех возрастов. А как их не любить, если в них отражается личность и жизненный опыт автора?

Не силен в национальном британском фольклоре и не могу точно сказать, имеется ли исконно английский персонаж – аналог Золушки, которая бы долго и упорно работала и, в конце концов, была за это сказочно вознаграждена. Если же такого персонажа нет, то есть все основания предложить на эту роль английскую писательницу Джоан Роулинг – вот уж чья история действительно может претендовать на статус сказочной. Ведь историй о том, как бедная учительница становится мультимиллионером, не так уж и много.

История успеха, Биография Джоан Роулинг

Джоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Йэйт (графство Глостершир, Англия) в 16 километрах к северо-востоку от Бристоля (хотя в начале творческого пути она называла другой город — Чиппинг Сотбери, в котором никогда не жила.) Причиной таких расхождений в биографии, по словам писательницы, стало то, что Йэйт всегда казался ей угрюмым местом, и ее издатели и рекламные агенты поддержали ее в этом.

Отец Джоан — Питер Джеймс Роулинг, работал инженером в компании Rolls-Royce.  Мать Джоан -Энн Роулинг (в девичестве Волан) была наполовину француженка, наполовину шотландка. «Мои мама и папа были городскими жителями Лондона. Они повстречались на поезде, отправившемся с Кинг-Кросского вокзала в Шотландию, когда им обоим было по восемнадцать лет. Мой отец должен был присоединиться к Королевскому Флоту, а моя мама там же к женской военной части. Моя мать рассказывала, что она замерзла, а мой отец предложил ей погреться под своим пальто. Они поженились годом позже, когда им было по девятнадцать лет, и покинули флот, переехав в пригород Бристоля, на запад Англии.»

Детство и юношеские годы Джоан Роулинг

Через четыре года после рождения Джоан, семья переехала из Йэйта и поселилась в Уинтербурне, также находящимся неподалеку от Бристоля.

В детстве Джоан была маленькой, пухленькой девочкой, носившей очки. Она росла фантазеркой, постоянно что-то выдумывала, то, чего не было на самом деле, и очень любила рассказывать ею же сочиненные, удивительные сказочные истории. Свою первую сказку она написала, когда ей было 5 или 6 лет — это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела. Первой слушательницей ее сказок была младшая сестренка Ди.

«Моя сестра Диана родилась, когда мне было год и одиннадцать месяцев. День ее рождения – это мои самые ранние воспоминания. Я отчетливо помню, как играла, лепя что-то из пластилина на кухне, в то время как мой отец бегал из комнаты в комнату, волнуясь из-за моей матери, которая рожала в их спальной. Я знаю, что не выдумала эти воспоминания, потому что позже сверяла эти детали со своей мамой. Я очень ясно помню, как через некоторое время, взявшись за руки с моим отцом, мы пошли в спальную и смотрели на мою маму, лежащую в кровати в своей ночной рубашке. Рядом с ней лежала моя голенькая сестренка с большущей копной волос на голове и выглядевшая лет эдак на пять. Я знаю, что это было ложное ощущение, но эти воспоминания о рождении Ди были чрезвычайно колоритными!»

Детство Джоан Роулинг нельзя назвать трудным. Наоборот, это было спокойное счастливое детство, которое будущая писательница провела в окружении заботливых родителей, любимой сестренки и бабушки. У маленькой Джоан было много друзей, она ладила с родителями, хорошо училась.

«Я наслаждалась учебой в школе Уинтербурна. Это была очень творческая окружающая среда. Я помню, что мы много занимались лепкой глиняной посуды, рисованием и историей литературы, что очень нравилось мне. Однако мои родители всегда мечтали обзавестись собственным домом в этой стране, и когда мне было около девяти лет, мы переехали в деревню Татсхилл, в графстве Динз Форест.»

В это время молодая Джоан Роулинг, с подачи матери, основательно увлеклась литературой. Мать Джоан отдавала все свое время семье, и потому позаботилась, чтобы ее дочери получили хорошее образование (Энн любила читать детям книги и к пяти годам Джоанна едва ли не наизусть знала все детские книжки). Начальная школа Сент-Майклз, которую посещала Джоан, была основана более 200 лет назад Уильямом Уилберфорсом, и именно здесь девочка поняла, что ее самый любимый предмет – это английский язык и чтение.

В новой школе возникли и новые проблемы. Новую учительницу звали миссис Морган. Джоан очень ее боялась. Миссис Морган садила Джоан за последнюю парту по правую руку от себя. Это были места для «самых тупых». Впрочем, были и учителя, которых Роулинг вспоминает с улыбкой на лице: «У меня было несколько учителей, которые действительно способствовали тому, чтобы я писала. Они, читая мои работы всему классу, заставляли меня чувствовать себя по-особенному. Гордость, которую я испытывала, когда мою работу читали другим учениками, очень много для меня значила. Вы никогда не забываете учителей, которые вам говорили: Ты сможешь это сделать.»

Джоан росла застенчивым ребенком. Одноклассники запомнили ее нелюдимой, замкнутой девочкой, живущей в мире своих фантазий и что-то постоянно записывающей в тетради. Судя по воспоминаниям самой Джоан, ей приходилось нелегко, но она справлялась.

Когда Роулинг было 15 лет, ее семья снова переехала. Для Джоан это означало полную смену привычного окружения (одно дело, когда переезд происходит в юном возрасте, другое, в подростковом), расставание с друзьями и переход в новую школу. Примерно в то же время умирает любимая бабушка девочки, у нее разлаживаются отношения с отцом, а мать Джоан тяжело заболевает рассеянным склерозом. Лечение не дает положительного результата, поэтому состояние женщины усугубляется с каждым годом.

«Худшая вещь, которая случилась во времена моего подростничества – заболела моя мама. Когда мне было 15 лет, ей поставили диагноз – рассеянный склероз. Хотя большинство людей с такой болезнью излечиваются, когда болезнь перестает прогрессировать, но моей маме не повезло. Со времени постановки диагноза ей становилось хуже и хуже с каждым днем. Я думаю, что большинство людей верит, что их родители вечны. Было страшным ударом услышать, что у нее — неизлечимая болезнь даже тогда, когда я еще не совсем осознавала, что обозначает это жуткий диагноз.»

Окончив школу, Джоан решила поступить в Оксфорд. Она успешно сдала вступительные экзамены, ее фамилия попала в список кандидатов, однако студенткой престижного университета она так и не стала. После провальной попытки стать студенткой Оксфордского университета Роулинг поступила в университет городка Экзетер, выбрав специализацию «Филология», где углубленно изучала французский язык. На самом деле эта идея принадлежала ее родителям, которые надеялись, что дочь в дальнейшем сможет сделать карьеру секретаря, владеющего двумя языками. Хоть сама Джоан и хотела изучать родной английский язык, но по настоянию родителей все-таки выбрала французское отделение.

Мартин Соррелл, бывший тогда профессором французского в университете, вспоминал ее как «тихую компетентную студентку в джинсовой куртке и с темными волосами, которая, с академической точки зрения, выглядела делающей то, что необходимо». По ее же словам, она не делала никакой работы вообще, а вместо этого сильно подводила глаза, слушала «The Smiths» и читала Диккенса и Толкина.

После года стажировки в Париже Роулинг окончила Эксетер и получив степень бакалавра искусств. Получив образование, Джоан переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы. Она была и секретарем-переводчиком, и работала в исследовательском отделе «Международной амнистии», но понимала, что ей ничего не подходит.

В 1990 году она познакомилась с молодым человеком и вместе они решили переехать в Манчестер. Однако вскоре молодые люди расстались.

Начало истории о Гарри Поттере и переезд в Португалию

Однажды, когда Джоан ехала из Манчестера в Лондон, поезд задержали на четыре часа прямо в дороге. От скуки она выглянула в окно и в этот момент в ее сознание «пришла полностью сформированной» идея романа о Гарри Поттере. В ее воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Джоан четко понимала, что этот мальчик — волшебник, что скоро его пригласят в школу волшебства, и тут все начнется…

«Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. Это странно, но я знаю, что у многих писателей так бывает. Как будто мне предоставили часть информации, а остальное я должна была выяснить сама. Причем у меня не было ощущения, что я что-то придумываю… К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить, но думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала, в то время как все детали пузырились в моём мозгу, и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным. Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой).»

По возвращении домой Джоан тут же села за письменный стол и начала писать. В один из дней квартиру, в которой она жила, ограбили (воры унесли даже несколько памятных вещей, оставшихся от матери, к счастью, коробка из-под туфель, полная набросков к «Гарри Поттеру», их не заинтересовала, Джоан в то время не знала, что именно эти наброски являются ее главной драгоценностью), и Джоан пришлось переселиться в небольшой отель на окраине. В новом жилище было неуютно и очень холодно. Радовало только одно — здесь было тихо, и никто не мешал писать.

В этом же году умерла ее мама. Джоан вспоминала: «Я писала Гарри Поттера, когда моя мать умерла. Я никогда не рассказывала ей о Гарри Поттере… Это было ужасное время. Мой отец, Ди и я были опустошены, ей было только сорок пять лет — мы отгоняли от себя даже мысль о том, что она умрет такой молодой. Я не могу забыть то чувство тяжести, как будто бы каменная плита лежала на моем сердце, давя его своим грузом.»

Через девять месяцев после смерти матери Джоан приняла решение покинуть страну и начать новую жизнь. В Англии осталось все прошлое, которое девушка решила как можно скорее предать забвению.

«В 26-летнем возрасте, в попытке уйти от отчаяния, я уехала в Португалию, где получила работу преподавателя английского языка в институте иностранных языков. Я взяла с собой рукопись о Гарри Поттере, надеясь, что мои новые рабочие часы (я преподавала днем и вечером) предоставят мне возможность поработать над романом, который весьма изменился с тех пор, как моя мать умерла.» По словам Роулинг, эта смерть сильно повлияла на ее роман и она более подробно описала потерю родителей Гарри в первой книге, потому что знала это чувство.

Замужество, расставание и возвращение домой

В Порту она познакомилась со своим будущим мужем — Жоржи Арантесом. В 1992 году состоялась их свадьба. Вскоре Жоржи призвали на армейские сборы, и несколько месяцев он отсутствовал. Пока мужа не было дома, Джоан написала три первые главы «Философского камня». По возвращению муж долго не мог найти работу, и Джоан пришлось работать почти до самого рождения дочери. 27 июля в 1993 году у них родилась Джессика. Спустя всего лишь пару месяцев после рождения дочери муж избил и выгнал Джоан с младенцем на руках из дома.

Было 5 часов утра, на руках у нее посапывала трехмесячная дочурка. Ей ничего не оставалось, и Джоан отправилась к единственному родному и близкому человеку — к сестре в Эдинбург (Шотландия). Домой.

К концу 1993 года Роулинг в буквальном смысле достигла дна. Она возвращается в Британию без работы, без семьи, без денег. На руках была только шестимесячная дочка и три главы нового романа. Жизненные обстоятельства не могли не наложить отпечатка на ее произведение. Детская по замыслу книга получилась не по-детски сумрачной. Но все-таки Роулинг вспоминает те годы не только со знаком минус: «Я надеялась, что когда вернусь из Португалии, то привезу с собой полностью законченную книгу. На самом деле я привезла с собой кое-что более ценное: свою дочь».

Оставаться у сестры она долго не могла, и, сняв жилье, Джоан с дочерью переехали в маленькую квартирку, где вместе с ними обитали… мыши. Став матерью-одиночкой, почти нищей, она была вынуждена жить на государственное пособие. Роулинг получала 70 фунтов в неделю, которые полностью уходили на скудную еду и кое-какую одежку для Джесси. А вот на памперсы денег уже не хватало. Джоан очень стеснялась своего бедственного положения. «Когда я впервые пришла на почту получать денежное пособие, я чувствовала себя так, как будто над моей головой горела неоновая стрела, указывающая всем на меня. Свою депозитную книжку я быстро сунула в карман, чтобы никто в очереди не смог разглядеть, что это». А однажды, когда Роулинг, получая гуманитарную помощь, увидела, что ей приготовили грязного игрушечного медвежонка для Джессики, она отказалась и не взяла его: «Я ощутила, что мое прежнее унижение было ничем по сравнению с тем, что я почувствовала, увидев этого медвежонка».

Чтобы не оставаться дома, Джоан ежедневно выходила с дочкой на прогулку. Она катала коляску с Джессикой по улицам городка до тех пор, пока та не засыпала. Затем, устроившись с чашкой кофе за столиком небольшого кафе «Николсонс», пристроив около у окна коляску со спящей Джессикой, она каждый вечер, как одержимая, продолжала работу над «Философским камнем».

Роулинг раздражают рассказы о том, как она ходила в Николсонс ради экономии на отоплении: «Я не была настолько тупой, чтобы посреди зимы снять холодную квартиру». Если она и отогревалась здесь, то душой. Никто не гнал ее: совладельцем заведения был муж сестры. «Прославишься – отплатишь», – смеялся он.

Иногда, дождливыми вечерами, когда нельзя было никуда выйти, они сидели дома. Дочка мирно спала, под полом шуршали мыши, а Джоан писала. На тот момент ей казалось, что эта полоса несчастий и бедности никогда не закончатся. Все те проблемы, что свалились на ее голову за последнее время, выбивали из колеи. Забыться Джоан могла только за письменным столом.

«Это был вызов. Если бы я не начала писать, я бы сошла с ума. К тому же я понимала, что если не допишу книгу в ближайшее время, то не допишу ее никогда. Иногда я фактически ненавидела книгу и в то же самое время я ее любила.»

Окончание работы над книгой и первые попытку ее опубликовать

Так вышло, что дно, на котором оказалась Роулинг, стало основой ее будущего успеха. Как знать, если бы не полная безысходность, окружавшая ее в тот период, может быть, она вообще бы не смогла закончить задуманное.

«Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чем-либо еще, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я все еще была жива, у меня все еще была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь.»

Назло обстоятельствам, новый роман в 1995 году появляется на свет. На придумывание мира ушло пять лет. Роулинг пропустила через себя такой объем информации, что большая часть вообще не понадобилась повествованию. Начиная первую книгу, она уже знала, чем закончится последняя. Первую главу «Философского камня» Джоан переделывала 15 раз. Как ей хватило сил совместить огромную работу и воспитание маленькой дочки? «Я четыре года вообще не занималась домашним хозяйством», – признается она на полном серьезе.

Волшебный мир был разбросан в картонных коробках под кроватью: закодированный на обороте заявлений о соцпомощи матери-одиночке, в записных книжках и просто на разрозненных листках. Здесь фигурировали списки всех учеников школы магии – с уровнями мастерства и родословными, а также эксперименты с латинскими терминами и рисунки. Чтобы облегчить задачу будущим иллюстраторам, писательница изобразила не только главных героев, но и волшебные превращения.

Дописав последнюю главу книги, Джоан рассказала об этом своей сестре. Когда она пересказывала ей содержание, сестра смеялась до слез, ей понравилась история Гарри Поттера. Это вдохновило Роулинг. Но написать книгу — только полдела. Надо ее издать. На старой пишущей машинке, купленной на распродаже, Джоан отпечатала несколько глав, сложила их в папку и отослала литературному агенту.

Отправив рукопись литературным агентам и издателям, Джоан с нетерпением ожидала отзывов. Спустя некоторое время ответы пришли: «Слишком сложно для детей», «Слишком длинно», «Детям это будет неинтересно», «Что-то подобное мы уже читали», «Это сказка сентиментальной домохозяйки»… Начинающей писательнице показалось, что жизнь теряет смысл… Младшая сестра пришла на помощь, заявив, что Роулинги не сдаются, и убедила отослать главы другому литературному агенту, Кристоферу Литтлу.

Однако он не интересовался детской литературой, поэтому сразу же отправил рукопись в архив. И тут все решил случай: молодая служащая агентства, которой было любопытно, что лежит в завалах, прочла выброшенные главы из «Гарри Поттера». Сюжет ей настолько понравился, что она решила вновь положить текст на стол агента. Литтл прочел и… решил немедленно заняться рекламой книги. Его фирма «Christopher Little Literary Agents» согласились представлять Роулинг во время поисков издателя. Текст был отправлен в двенадцать издательств, все из которых отвергли рукопись.

Год спустя, когда Джуан уже начала отчаиваться, книга, наконец, получила зеленый свет (и 1500 фунтов аванса) от редактора Барри Каннингема из лондонского издательства Bloomsbury.

«Наконец, в августе 1996, Кристофер позвонил мне и сообщил, что издательство Блумсбери «сделало предложение». Я не могла поверить своим ушам! «Ты имеешь ввиду, что это будет издано?», довольно глупо поинтересовалась я «Это действительно будет издано?». Я повесила трубку и громко закричала, прыгая на месте. Джессика, которая сидела на своем высоком стульчике и пила чай, очень испугалась.»

Решением о публикации книги Роулинг, видимо, во многом обязана Алисе Ньютон, восьмилетней дочери председателя Bloomsbury, которой отец дал прочесть первую главу и которая сразу же потребовала продолжение. Каннингем говорил, что хотя Bloomsbury согласился опубликовать книгу, он советовал Роулинг найти дневную работу, так как у нее было мало шансов заработать на детских книгах. Ролинг устроилась работать преподавателем французского языка. Однако вскоре после этого, в 1997 году, Роулинг получила грант в размере 8 тысяч фунтов от Scottish Arts Council на то, чтобы она продолжила писать.

Публикация первой книги и первый успех

В июне 1997 года Bloomsbury опубликовал «Философский камень» с начальным тиражом в 1000 экземпляров, 500 из которых были распространены среди библиотек (сегодня эти первые экземпляры стоят от 16 до 25 тысяч фунтов). В день презентации Джоан должна была читать отрывки из своей книги посетителям магазина. Никому не известную писательницу пришли послушать всего несколько человек, тем не менее она чувствовала себя счастливой.

Когда читатель распробовал сказку, начался бум. Пять месяцев спустя книга получила свою первую награду — Nestlé Smarties Book Prize. В феврале роман получил премию British Book Award как детская книга года, а позже — премию Children’s Book Award. В начале 1998 года в США был проведен аукцион за право на публикацию романа, который выиграло издательство Scholastic Inc. за 105 тысяч долларов. По словам Роулинг, она «чуть не умерла», когда узнала об этом. В октябре 1998 года Scholastic опубликовал в США «Философский камень» под названием «Гарри Поттер и волшебный камень», посчитав, что дети не захотят читать книгу со словом «философский» в названии. Позже Роулинг утверждала, что сожалеет об изменении названия и не согласилась бы на него, если бы была тогда в лучшем положении.

Первым делом, получив деньги от Scholastic, Джоан купила дом в приличном районе, и они с Джессикой переехали. Завели кота, кролика и морскую свинку — Джессике давно хотелось какое-нибудь домашнее животное, но раньше они не могли себе этого позволить. Зато теперь Джоан наверстывала упущенное и отчаянно баловала дочку.

Экранизация первого романа

Магия, волшебники, сказочный антураж — все это буквально просилось на большой экран. Неудивительно, что экранизации не заставили себя ждать. В 1998 году права на съемку выкупает Warner Bros. Pictures за скромные 1,5 миллиона долларов. Правда, оговаривались отчисления с продаж и плотное участие Роулинг в подготовке проекта.

Первоначально на роль режиссера рассматривался Стивен Спилберг. Однако, по размышлении, режиссер сам отказался. Спилберг хотел делать мультик, а у Роулинг и Warner Bros. было иное видение. К тому же Спилберга отпугивало отсутствие творческой мотивации. Проект в любом случае имел бы бешеный коммерческий успех, независимо от усилий режиссера.

Был еще вариант с Терри Гиллиамом. Режиссер он хороший, и Роулинг была за него, но его взгляд не так уж часто совпадает с видением массового зрителя, а проект должен был быть именно массовым. В конечном итоге было решено остановиться на крепком профессионале Крисе Коламбусе. Он и с детьми на съемочной площадке умеет работать, и семейные фильмы ему не в новинку еще со времен «Один дома».

Коламбус на роль Гарри Поттера прочил Лайама Эйкена, но Роулинг настояла, что в фильме должны сниматься только британские актеры. Так, из тысяч претендентов на роли главных героев были выбраны Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт. Премьера состоялась в ноябре 2001 года.

Спилберг был прав, экранизация была обречена на успех. При довольно солидном бюджете в 125 миллионов долларов в прокате фильм окупился многократно, не добрав буквально копеек до престижной отметки в миллиард долларов. Это было больше, чем у другой масштабной фэнтезийной экранизации — вышедшая буквально через месяц после премьеры «Гарри» первая часть «Властелина колец» не дотянула и до 900 миллионов. В сердцах поклонников Роулинг обошла самого мэтра и создателя жанра фэнтези Джона Толкиена.

Серия романов

Продолжение первого романа, «Гарри Поттер и Тайная комната», было опубликовано в июле 1998 года. За него Роулинг снова получила премию Smarties. В декабре 1999 года вышел третий роман, «Гарри Поттер и узник Азкабана», который тоже выиграл в премии Smarties, после чего Роулинг стала первым человеком, который получил эту награду три раза подряд. Позже она отозвала с конкурса четвертый роман о Гарри Поттере, чтобы дать шанс другим книгам. В январе 2000 года «Узник Азкабана» выиграл премию Whitbread Awards как «детская книга года», хотя и проиграл в номинации «книга года» переводу «Беовульфа» Шеймуса Хини.

Когда Джоан однажды спросили, в какой момент своей жизни она поняла, что безумно популярна, она ответила следующее: «Второе турне по Америке было незабываемым. Потому что к тому времени книги стали очень популярны, и я не сталкивалась до этого с тем, насколько они стали популярны — физически я с этим не сталкивалась. Я помню, как ехала на машине к месту первого мероприятия. Люди стояли в очереди, которая растянулась на много кварталов и я сказала Крис Моран, которая работала на издательство Scholastic и стала моим другом: «Крис, сейчас что, проходит какая-то распродажа?» А она посмотрела на меня и сказала: «Ты что с ума сошла? Это все для тебя». Я никогда не забуду этот момент. Это было впервые, когда я поняла, что произошло. Это было удивительно, а также жутковато. Страшно, потому что я не ожидала такого. Во время прошлого турне, хотя несколько сотен людей иногда и приходили, не было такого ажиотажа.»

Когда писательница вступила в клуб миллионеров, заголовки типа «Нищая мать-одиночка получает шестизначные суммы!» украсили практически все газеты. Незаметная и никому ранее не известная женщина превратилась в предмет особого интереса журналистов, которые без конца копались в подробностях ее личной жизни. В память об этих днях она создала образ нечистоплотной журналистки в следующей книге о Гарри Поттере.

Четвертая книга, «Гарри Поттер и Кубок огня», была выпущена одновременно в Великобритании и США 8 июля 2000 года и побила рекорды продаж в обеих странах. 372 775 экземпляров книги было продано в Великобритании в первый же день — почти столько же экземпляров предыдущего романа было продано в течение первого года. В США было продано три миллиона экземпляров книги в первые 48 часов, что побило все рекорды продаж. Роулинг призналась, что у нее был момент кризиса во время написания романа: «На полпути написания четвертой книги я обнаружила в сюжете серьезную ошибку… С этой книгой связаны некоторые из моих самых черных моментов… Одну главу я переписала 13 раз, хотя никто, кто прочитал ее, не сможет заметить или понять, какую именно боль она мне доставила». Роулинг получила премию British Book Awards как автор года.

Между выпуском «Кубка огня» и пятого романа, «Гарри Поттер и Орден Феникса», прошло три года. Во время этого перерыва в прессе публиковались слухи, что у Роулинг начался творческий кризис, что она горячо отрицала. Позже Роулинг признавалась, что написание этой книги потребовало от нее больших усилий.

Шестая книга, «Гарри Поттер и Принц-полукровка», была выпущена 16 июля 2005 года. Она тоже побила все рекорды продаж, разойдясь в количестве девяти миллионов экземпляров за первые 24 часа. Перед выпуском книги в ответе на письмо от одного из поклонников Роулинг написала: «Шестая книга планировалась в течение многих лет, но, прежде чем я серьезно начала писать, я провела два месяца, пересматривая план, чтобы быть абсолютно уверенной в том, что я делаю». На своем сайте она отметила, что первая глава шестой книги, в которой описывается разговор между министром магии и британским премьер-министром, сначала задумывалась как первая глава «Философского камня», затем «Тайной комнаты», затем «Узника Азкабана». В 2006 году «Принц-полукровка» получил премию British Book Awards в номинации «книга года».

Критик американского журнала «Тайм» Пол Грей пишет: «Книги Ролинг перебросили мостик через глубокие политические и культурные пропасти, они изменили издательское дело и даже подтолкнули некоторых религиозных фундаменталистов к мысли о цензуре. Однако любая оценка ее экстраординарного воздействия должна прежде всего и главным образом сосредоточиться на личном взаимодействии, возникающем между оратором и слушателем. А в нашем случае — между писателем и читателем. Именно в этой сфере Роулинг сотворила свое чудо, и лучше всего об этом говорят ее читатели».

Как видите, на своем пути к заветной мечте Джоан Роулинг пришлось испытать немало трудностей, но умение доводить начатое дело до конца привело писательницу к желаемому – на самую вершину литературного Олимпа.

Экранизация серии

Чтобы кино получилось таким, каким его видела Роулинг, она добилась, чтобы ей предоставили творческий контроль над фильмами. Кинокомпания во многом учитывала пожелания и идеи Роулинг. Одним из ее основных условий, как уже говорилось, было то, что фильмы должны сниматься в Британии и с британскими актерами.

Мир, придуманный Джоан Роулинг, был воссоздан для съемок фильмов. Школу Колдовства и Волшебства моделировали на компьютере, но внутренние сцены разыгрывались в реальных декорациях, в шести разных уголках Британии. Если посмотреть на фотографии убранства средневекового монастыря Лакок, что в районе Бристоля, сразу опознаешь интерьеры Хогварта.

Лондон тоже присутствует в первом фильме: пустующее здание на викторианском рынке Лиденхолл было превращено в сказочный паб «Дырявый котел». Правда, в «Узнике Азкабана» этот паб переехал в другой лондонский район — под железнодорожный мост на Стони-стрит.

Пойдя на беспрецедентный шаг, Роулинг также поставила условие, чтобы Coca-Cola, победившая в конкурсе на спонсорскую поддержку серии фильмов, пожертвовала 18 млн. долларов одной из американских благотворительных организаций и на ряд других программ.

Джоан Роулинг проверяла все сценарии и выступила в качестве продюсера последних двух частей. Сценарии для первых четырех, шестого и седьмого фильма писал Стив Кловз. Роулинг работала вместе с ним, следя за тем, чтобы его сценарии не противоречили будущим книгам серии. Она говорила, что рассказывала ему о своих следующих книгах больше, чем кому-либо еще (до их выпуска), но не все. Она также сообщила Алану Рикману (Северус Снегг) и Робби Колтрейну (Хагрид) некоторые секреты об их персонажах, прежде чем они были раскрыты в книгах. Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер) спрашивал у нее, умрет ли его персонаж в какой-то момент. Роулинг сказала, что у него будет сцена смерти, тем самым явно не ответив на вопрос.

  • Гарри Поттер и философский камень — фильм вышел в 2001 году, режиссер — Крис Коламбус
  • Гарри Поттер и Тайная комната — фильм вышел в 2002 году, режиссер — Крис Коламбус
  • Гарри Поттер и узник Азкабана — фильм вышел в 2004 году, режиссер — Альфонсо Куарон
  • Гарри Поттер и Кубок огня — фильм вышел в 2005 году, режиссер — Майк Ньюэлл
  • Гарри Поттер и Орден Феникса — фильм вышел в 2007 году, режиссер — Дэвид Йэтс
  • Гарри Поттер и Принц полукровка — фильм вышел в 2009 году, режиссер — Дэвид Йэтс
  • Гарри Поттер и Дары Смерти — первая часть фильма вышла в 2010, вторая в 2011 году, режиссер — Дэвид Йэтс

Последняя книга в серии романов о Поттере

В конце декабря 2006 года было объявлено название седьмой и последней книги о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и Дары Смерти». В феврале 2007 года стало известно, что Роулинг написала на бюсте в своем гостиничном номере в The Balmoral в Эдинбурге, что она закончила седьмую книгу в этой комнате 11 января 2007 года. Роман «Гарри Поттер и Дары смерти» был выпущен 21 июля 2007 года и побил рекорд своего предшественника как наиболее быстро продаваемая книга всех времён. В первый день в Великобритании и в США было продано 11 миллионов экземпляров. Последнюю главу книги Роулинг написала «где-то в 1990 году».

Когда она еще работала над последней книгой, она снялась в документальном фильме «J K Rowling… A Year In The Life», который был показан в Великобритании на ITV 30 декабря 2007 года. В нём Роулинг посетила свою старую квартиру в Эдинбурге, где она закончила свою первую книгу о Гарри Поттере. Впервые вернувшись в эту квартиру, она растрогалась до слёз, сказав: «Именно здесь я действительно полностью повернула мою жизнь».

В интервью Опре Уинфри Роулинг отдала должное своей матери за успех серии книг, сказав: «Книги именно такие, какие они есть, потому что она умерла… потому что я любила ее, и она умерла». В настоящее время Гарри Поттер — глобальный бренд, оцениваемый в 15 млрд. долларов. Последние четыре книги о Гарри Поттере последовательно ставили рекорды как самые продаваемые книги в истории. Также было пр