Сегодня я предлагаю поговорить о таком явлении в среде продавцов, как «профессиональное выгорание». Сразу оговорюсь, я не психолог и все мои предположения и советы лежат в области личной практики. Все, о чем пойдет речь, базируется на личном восприятии проблемы.
Для начала давайте определим симптомы «профессионального выгорания». Итак:
- Вы эмоционально истощены;
- Весь мир видится исключительно в пессимистическом свете;
- Вы быстро переходите от одного эмоционального состояния к другому;
- Любое общение с внешним миром вас раздражает, уровень цинизма достигает предела;
- Вы оцениваете свои действия и поступки только с негативной точки зрения;
- Вы истощены физически и постоянно хотите спать.
Для меня все это признаки того, что пришло время остановится. Потому что я профессионально истощился, «выгорел».
Почему продавцы подвержены «выгоранию» больше всех? На мой взгляд, это совокупность многих причин. Продавцу приходится проводить множество подготовительной работы, которая на первый взгляд ему лично не нужна. Психологически он оказывается заложником завышенных ожиданий коллег и руководителей, ведь на те деньги, которые он заработает, будет жить вся компания. В результате возникает пропасть между тем, что он действительно хочет и тем, что он реально делает.
Каков выход? Во первых, определитесь что для вас важнее — результат любой ценой или процесс, который помогает достичь этого результата? Если вы не умаляете сам процесс и получаете удовольствие от него, вы по крайней мере отсрочите «выгорание» на какое-то время. Если же вы пытаетесь достигнуть результата несмотря ни на что, катастрофа неизбежна, причем очень скоро.
Второе: как вы формулируете цель? Например: «Я должен продать это за 100 рублей или я неудачник», или: «А попробуюка я продать этот продукт за 100 рублей». Очевидно, что в первом случае продавец загоняет себя в собственный капкан, а во втором оставляет мостик для отступления.
Третье: что для вас является мерилом профессионального успеха? Деньги? Действительно ли все упирается в их количество, или еще важно как они зарабатываются, какую пользу приносит продавец развитию бизнеса в целом? На мой взгляд очевидно, что только совокупное определение деятельности дает правильную оценку эффективности продавца.
Во всех компаниях где я работаю с отделами продаж как консультант, я предлагаю ввести три обязательных статистики: количество контактов с потенциальными покупателями, количество контрактов заключенных за определенный период и количество денег принесенных продавцом за определенный период. Только так, на мой взгляд, можно оценить реальный вклад в общее дело и, самое главное, скорректировать работу продавца, чтобы продажи стали эффективней и приносили удовольствие. Таким образом можно «поймать» продавца на хорошем и, похвалив за одну положительную статистику, помочь подтянуть остальные. И тем самым отложить «выгорание» на более дальний срок.
Кстати, имейте в виду — «выгорание» заразно. Если среди ваших коллег есть человек с симптомами, описанными выше, ему срочно нужна помощь, иначе следующим в списке можете оказаться вы.
И все же профессиональное выгорание продавца, как это ни печально, рано или поздно случается. Что делать? Для начала задайте себе вопрос: «Зачем я вообще этим занимаюсь?». Допустим ответ: «Чтобы компания развивалась». Тогда другой вопрос: «А смысл, зачем мне это?». Допустим ответ: « Чтобы в итоге я мог зарабатывать больше». Заниматься продажами только ради того, чтобы зарабатывать и обеспечивать семью, это, в принципе, благая цель, только вот где вы сами в этой системе ценностей? Развиваетесь ли вы как личность, приобретаете новые навыки, получаете удовольствие?
Если ваши ответы такие, как в моем примере, срочно беритесь за себя! Самый простой способ бороться с профессиональным выгоранием — остановиться, подняться над ситуацией, взглянуть на свою работу более глобально. Посмотрите где и как можно применить ваши существующие навыки.
Расставьте в своей работе акценты, начните делать то, что у вас пока не получается с целью приобрести новые навыки и знания.
В коне концов, возьмите паузу. Вырвитесь из привычного круга, в котором вы ощущаете себя хомячком, кружащим в колесе. И еще — обратитесь за помощью к психологу. Наверное, с этого совета следовало начать, но в нашем обществе до сих пор как-то не принято обсуждать свои проблемы за деньги. А ведь хороший психолог за несколько сеансов в состоянии вытянуть вас из самой глубокой ямы.
Возможно, существуют еще какие-то рекомендации. Есть множество книг по этой теме, которые могут быть для вас полезны. «Выгорание» не приговор! Хороший продавец в состоянии справиться с любыми вызовами.
Автор: Олег Марков, бизнес-тренер