В итоге я построил всю свою презентацию именно на этом. И начал со слов: «Я тренер. Позвольте мне объяснить, почему я именно тренер, а не педагог. Возможно, после этого вы не откажетесь иметь со мной дело.» Я рассказал о том, что в свое время был педагогом в трех разных вузах одновременно. Но ни в одном из них я не нес полную ответственность за осознание моего курса студентами. Моя обязанность заключалась в том, чтобы читать им лекции. Их задачей было пройти курс. Если студент не справляется с курсом — это не моя вина. Я могу доказать, что выдал необходимые знания и материалы в полном объеме. Если кто-то ничего не вынес из наших лекций — вся ответственность на нем, а не на мне.
И нет ничего удивительного в том, что студенты не очень-то беспокоятся о том, чтобы те или иные знания прочно осели у них в голове. Они считают, что эти знания для зачетки, а не для жизни. Очень часто, так оно и есть.
Возможно, вы и сами были таким студентом. Веселились и не обращали особого внимания на учебу весь семестр, а за 3 дня до экзаменов начинали зубрить все подряд. Читали вопрос на экзамене и думали: да, я читал об этом, и даже выделил желтым маркером. Что же там такое было написано… И почти наверняка вспоминали и выкручивались!
Но представьте себе, что через неделю после такого экзамена ваш педагог зайдет в аудиторию и скажет: «Я не понимаю, как это произошло, но ваши экзаменационные работы были утеряны. Поэтому сейчас нам придется повторить экзамен». Как думаете, вы бы справились с такой задачей? Что из знаний, полученных в ходе зубрежки недельной давности всплыло бы в голове?
Теперь представьте, что ваши сотрудники, на обучение которых тратится время, силы, деньги, в конце концов, станут вести себя так же. «Быстрее, пожалуйста, проверьте меня прямо сейчас. Я все знаю сейчас. Но уже не буду уверен в своих знаниях завтра или через неделю!»
Навряд ли это тот результат, на который вы рассчитываете.
Обучение не должно пониматься как отдача только лишь знаний. Речь идет о применении этих знаний и выработке навыков для улучшения результатов. Обучение — это партнерство, а не получение тренером денег от клиентов и выдача знаний безо всякого подкрепления. Работа тренера заключается в том, чтобы вдохновить, научить и оснастить каждого ученика так, чтобы он самостоятельно мог получать желаемый результат и сегодня, и завтра, и через 10 лет (если предложенные техники по-прежнему будут актуальны).
ТАК ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?
Вот 5 вещей, на которые вам стоит обратить внимание при обучении и развитии персонала:
- Подумайте о том, что вы можете сделать прежде, чем сотрудники отправятся на обучение, чтобы помочь им получить максимальную отдачу. В конце концов, затраты на обучение должны быть инвестициями, а не расходами. Проверьте, смогут ли свежеиспеченные ученики применить полученные навыки на практике и поддержит ли их в этом непосредственный руководитель.
- Убедитесь, что сотрудники понимают цели, для достижения которых они идут учиться. Четкое осознание цели перед началом тренинга позволит получить куда лучший результат. Удостоверьтесь, что они просмотрели краткое содержание курса и поняли, что хотят получить от мероприятия. В дополнение к установлению общих целей курса, у каждого участника должна быть своя личная цель.
- Попросите тренера давать некоторое время для размышлений и планирования действий. Пусть участники тренинга подумают о том, как смогут применить полученные знания в своей работе.
- Убедитесь, что несмотря на то, что обучение проходит под руководством инструктора, участники все же находятся в центре внимания. Чем более активное участие в тренинге принимает сотрудник, тем больше «якорей» создается в его памяти. Тем лучше он впитает знания. Везде, где только можно, нужно позволять учиться на собственном опыте.
- И наконец, наблюдайте за действиями менеджмента среднего звена. Они должны не только пообещать подчиненным поддержку в применении полученных знаний, но и действительно ее оказывать, помогая закрепить навыки на практике.
Если вы проследите за тем, чтобы в вашей компании не образовывали, а обучали сотрудников, результат не заставит себя ждать!
Автор: Боб Пайк, тренер The Bob Pike Group