Содержание
- Читаю и играю
- Толчки и S.T.A.L.K.E.R.bl
- Наш страйкбол против буржуазного эирсофта
- Лишь бы другие не страдали
- Подготовка рыцаря
Читаю и играю
Желание перевоплотиться в кого-то другого — довольно распространенное в наше время увлечение многих взрослых людей. Обычно объектами перевоплощений становятся герои фильмов или литературных произведений. Наверное, у каждого есть та книга, которую хочется прожить вместо или параллельно своей реальной жизни, но далеко не каждой удается ожить, пусть и стараниями своих поклонников. Даже у гениальных авторов не всегда хватает творческих сил, чтобы вынести придуманный ими мир за пределы бумажных страниц. Зато писатели, которые не могли и помышлять о такой популярности, становятся кумирами «ролевиков».
На самом деле, книги-то здесь ни при чем. Бесполезно искать разгадку в хитростях стиля и сюжета: разные люди начинают свой путь в ролевой мир как с романов Толкина, так и с трудов Тарле и реляций «Великой армии». Правильнее всего искать истоки тяги к ролевому миру в самой природе игры. Например, вспомнить старую и затертую до дыр истину: мужчина от мальчика отличается лишь ценой игрушек. Хотя почему мы говорим только о мужчинах? Разве женщины в наш век эмансипации не позволяют себе тратиться на те же самые игрушки? Правда, они при этом делают столь загадочный вид, что обвинять их в тяге к игре даже как-то дико — еще борщ варить перестанут. Но факт остается фактом: большинство взрослых людей, имея достаточно свободного времени, не прочь окунуться в детство и предаться перевоплощениям.
В терминах голой психологии всю эту ситуацию и возникающие вокруг отношения описал Эрик Берн. Если вы ознакомитесь с его теорией игр и примете ее как истину, вам, возможно, расхочется возвращаться в мир фантазий и грез, так что не спешите расставаться со сказкой, тем более, что чаще всего в ней нет ничего опасного. Про вполне нормальную тягу взрослых людей периодически переодеваться в медсестру или полицейского мы с вами уже как-то говорили, так что теперь пришла пора порассуждать о более оторванных от реальности ролях. Итак, вперед, …рыцари и сталкеры, хоббиты и эльфы!
Толчки и S.T.A.L.K.E.R.bl
Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда поднимается тема перевоплощений, — ролевые игры. До того момента, пока на российский рынок не хлынул поток дешевых китайских моделей оружия, наиболее распространенным способом ухода в мир мифических сражений был толкинизм. В основе этих ролевых игр лежала, как нетрудно догадаться, трилогия «Властелин колец» оксфордского профессора Дж.Р.Р.Толкина. Совершенно внезапно оказалось, что его книги интересно не только читать, но и отыгрывать — выбираясь в леса и устраивая сражения по мотивам только что прочитанного.
Начало массовому перепиливанию лыжных палок на эльфийские мечи было положено на закате восьмидесятых годов, когда замученная пионерскими кострами и официальной пропагандой молодежь с упоением принялась изучать мир «Властелина колец». Вряд ли ветеран Первой мировой войны и активный соискатель Второй мировой Джон Рональд Руэл Толкин предполагал, какой переворот сотворит в душах вчерашних пионеров советское издание его книги. Многие юноши и девушки с упоением вчитывались в страницы с уймой опечаток и типографских погрешностей, чтобы в полной мере насладиться приключениями отважных героев в землях, населенных хоббитами, эльфами, гномами, орками и могущественными волшебниками. Возможно, будь на дворе времена более сытые и спокойные, все это так бы и осталось на книжных страницах, но смутный ветер перемен уже явственно ощущался и молодые изо всех сил искали себя. Об этом потрясающе писали в своей книге некогда весьма одиозные «Грибные эльфы»: «…молва утверждала однозначно — волшебный мир есть! Он огромен и прекрасен, а добро и зло в нем представлено ярче, чем в повседневной жизни: зло — не только наркоманами и уголовниками, а добро как-то еще, помимо отвлеченных понятий».
Не буду утомлять читателя вехами становления культуры толкинизма в России. Эта субкультура развивалась широко и бурно, со всеми возможными девиациями. Например, во время Всероссийской переписи населения немалое число «толчков» записывалось хоббитами, эльфами и орками.
В современной России тусовка толкинистов переживает эпоху заката, практически не привлекая новых сторонников. Начавшись как плохонький любительский театр, она быстро потеряла актуальность у тех, кто действительно хотел видеть шоу или участвовать в нем. Те же, кто искал возможности выплеснуть свою агрессию и молодецкую удаль в боях, со временем переориентировались на более профильные занятия — профбои, историческое фехтование, реконструкцию. В итоге в тусовке остались либо окончательные энтузиасты, либо отбросы и изгои других околоролевых движений, что никак не могло способствовать развитию.
На конец популярности толкинистского движения приходится взлет популярности игр по Вселенной S.T.A.L.K.E.R. — компьютерной игре о зоне вокруг Чернобыльской АЭС. Правда, развитие этой тусовки шло скачкообразно и неравномерно. В результате если в Москве и Санкт-Петербурге по Сталкеру проводят массовые и весьма интересные игры, то на периферии сталкеры лишь продолжают деградацию ролевого движения, нередко становясь фигурантами различных глупостей и неприятностей, замешанных на алкоголе и пренебрежении техникой безопасности.
Наш страйкбол против буржуазного эирсофта
Пожалуй, на пике популярности среди всевозможных мужских игр сейчас находится страйкбол. По своей сути он представляет командную военно-тактическую игру, участники которой используют точные пневматические копии реальных моделей оружия. В качестве основного боеприпаса применяются пластиковые шарики калибра 6 мм: каждое попадание такого несет игроку «смерть».
Этот вид игры популярен не только в России, но и во многих других странах, включая США, Японию и ряд европейских государств. Правда, за бугром данное увеселение называется эирсофт (airsoft), и в этом многие отечественные страйкболисты видят корень противоречия между «нами» и «ими». Например, в европейских странах, где мне доводилось наблюдать подобные игры, люди относятся к ним с куда меньшим фанатизмом, чем принято у нас на родине. У нас же страйкбол приобрел черты субкультуры: многие люди начинают носить элементы униформы в повседневной жизни, пытаются привнести в игру какие-то элементы, совершенно не свойственные этой забаве изначально. Например, если «новорожденный» эирсофт представлял собой простые «пострелушки», аналогичные пейнтбольным офисным баталиям, то в российской его версии все обросло чисто армейским антуражем — протоколы ведения радиосвязи, приказы, звания и т.п. В отдельных случаях может иметь место и милитаризация быта. Впрочем, если это кому-то нравится, то почему бы и нет.
Лишь бы другие не страдали
Одновременно с первыми, еще немногочисленными, играми, стали формироваться разнообразные комитеты и ассоциации страйкболистов — органы по большей части бесполезные, но старающиеся всячески обосновать свою нужность. Это послужило основой для формирования многочисленных стандартов, кодексов, сводов правил (пожалуй, единственная здравая инициатива, реально улучшившая климат), стоп-листов, куда заносились «неугодные» команды. Вся эта бюрократия накладывает ряд ограничений на игроков, но тем не менее, при должной сметливости и общей адекватности, жизнь не осложняет.
Для того, чтобы играть в страйкбол, желающему потребуется небольшой список:
- от пяти до десяти единомышленников (именно такое количество, в зависимости от региона, требуется для организации страйкбольной команды);
- единообразие формы (внутри команды);
- единообразие элементов снаряжения и моделей оружия.
Найти подходящую игру в своем регионе не так и сложно — в век Интернета это делают на тематических форумах. Правда, на большие официальные игры или на так называемые приватки вы не попадете, узнав о страйкболе лишь из этой статьи: там требуются рекомендации или поручительства игроков других команд. Кроме некоторой доли снобизма, здесь содержится и значительная доля разумного: так удается сделать игры безопаснее, интереснее и приятнее.
Если в вашем окружении недостаточно желающих «поиграть в солдатики» — тоже не проблема. На тех же форумах легко найти предложения о наборе бойцов в уже существующие объединения. Одним из критериев выбора может быть, например, тема команды. Сегодня основная масса страйкбольных команд если и не подошла вплотную к реконструкции и моделированию, то имеет определенные ориентиры среди существующих военных подразделений. Кто-то пытается соответствовать внешнему виду армий НАТО, кто-то остается верным образу защитника Отечества, а кто-то и вовсе избирает в качестве объекта для подражания наемные джаз-банды, вроде Blackwater. Ошибочно считать, что у всех этих ребят напрочь отсутствует чувство патриотизма: в первую очередь людьми движет интерес и желание играть, а только «за наших» играть невозможно.
Приобретение униформы и оружия — весьма серьезный шаг на пути в мир страйкбола. Без всего этого инвентаря попасть на игру просто невозможно. В то же время приобретение дорогостоящего снаряжения зачастую делается на свой страх и риск — что если не зацепит игра, не сойдешься с однокомандниками и придется переходить в другой стандарт? В общем, есть о чем подумать. После того, как окончательное решение принято, добро пожаловать на тематические форумы: там вам посоветуют все необходимое. Для стартового комплекта придется запасти тысяч двадцать пять или тридцать. Некоторые ухитряются стартовать и с меньшими затратами, но очень быстро список необходимых элементов пополняется новыми наименованиями. Вообще, практика показывает, что чем больше времени и денег страйкболист начинает тратить на свое снаряжение, тем больший спектр развлечений ему становится по плечу. Тут и доступ к закрытым приватным мероприятиям, о которых «простые смертные» могут даже не слышать, и интерес от применения в игре самых современных военных технологий, вроде тепловизоров и т.п. Важно только не впасть в типичный снобизм.
Подготовка рыцаря
В основе этих видов развлечений лежит вполне естественная тяга мужчин периодически меряться силой, помноженная на интерес к истории и силовому спорту. Говоря упрощенно, все сводится к воспроизведению рыцарских турниров, сражений и т.п. Поединки ведутся по самым разнообразным правилам, в металлических доспехах и металлическим же оружием. Понятно, что без правильной подготовки ничего, кроме травм, на этом поприще не сыскать. Однако через синяки, ссадины и даже переломы выковывается крепость тела и характера.
Но доступ в мир исторического фехтования разрешен не только мужчинам: найдут себе там почетное место и представительницы слабого пола. Причем им не придется махать тяжелым молотом в кузне или мечом на ристалище. Обычно девушки на таких мероприятиях принимают участие в соревнованиях лучников, конкурсах исторического костюма, состязаниях менестрелей. В конце концов, если благородные рыцари сходятся на турнире, то не ради ли благосклонности прекрасной дамы?
Жизнь — театр, а люди в нем — актеры. Очевидно, практически каждому хотелось бы поместить свое хобби в рамки какого-либо театрального действа. Кто-то при этом импровизирует, доверяя исход пьесы своим собственным действиям, кто-то играет строгий исторический сценарий — к таким, например, относятся исторические реконструкции конкретных битв, где исход уже заранее известен и ход действа прописан по минутам. Кому-то в игре нравятся соревновательность и победа, кто-то ценит саму возможность окунуться в атмосферу представления, наиболее полно сыграть свою роль. В мире игры каждый человек сможет найти себе занятие по душе — надо лишь перестать скрывать от себя желание поиграть.