Содержание
- Покупай и властвуй!
- Новая религия
- Тонкая игра
- Выставка-продажа
- Тело в дело
- Причина и следствие
Простая сценка хорошо иллюстрирует отношение современников к бытовым предметам. Телефон лишился своей главной функции — звонить и превратился во временное развлечение для избалованного ребенка. В следующий раз Максимка захочет новый планшет или другую дорогую игрушку, но все равно останется недоволен. Так родители, сами того не понимая, воспитывают в современных детях бездумных потребителей.
Покупай и властвуй!
Сегодня мы можем позволить себе покупать больше. Торгово-развлекательные центры и глобальные интернет-магазины открыли новый вид досуга — шопинг. Большинство советских покупателей и мечтать не могли о такой доступной одежде, продуктах, технике. Достаточно приготовить банковскую карту, сделать несколько кликов мышкой — и долгожданный гаджет или курточка уже летят из-за океана или Китая. Фантастическая возможность носить с собой любой магазин мира прямо в кармане провоцирует людей приобретать товары.
Но очевидное удобство для покупателя вовсе не радует социологов, философов и экономистов. Они считают, что рынок предлагает слишком много продуктов, не связанных с удовлетворением главных потребностей. Из курса студенческой программы вспоминаем Абрахама Маслоу и его пирамиду потребностей: человек прежде всего нуждается в пище, сне и крыше над головой. Важны также здоровье, безопасность и комфорт. Выше стоят потребности нематериального характера — отношения, общественное признание и, наконец, самореализация. В действительности же некоторые наши современники готовы пожертвовать собственным желудком или дружескими отношениями ради нового авто или шубки. Такое неадекватное отношение к вещам характеризует типичных представителей общества потребления. Автор термина, Эрих Фромм, рисует непривлекательную картину: «Это общество в основном подчинено приобретению собственности и извлечению прибыли. Обладание считается многими людьми наиболее естественным способом существования и даже единственно приемлемым образом жизни для человека».
Новая религия
Такая ситуация сложилась из-за роста доходов населения, сокращения рабочей недели и увеличения объемов производства товаров. Идеологами новой покупательской религии стали реклама и средства массовой информации. Раньше основными потребителями товаров и услуг не первой необходимости были обеспеченные люди, сейчас наблюдается переориентация рынка. Несмотря на войны и кризис, люди продолжают покупать и развлекаться. Аналитики исследовательского центра «Ромир» подсчитали, что за шесть лет (с 2008 по 2014 год) номинальные расходы россиян на продукты питания и товары повседневного потребления выросли на 116%. И это без учета дорогостоящих покупок — мебели и крупной бытовой техники.
Тонкая игра
Психологи отмечают еще одну особенность общества потребления: обилие товаров не может удовлетворить покупателя. Рекламщики каждый раз придумывают все новые ложные потребности. Их пытаются привить не только с помощью телевидения или интернета, но и посредством скрытых инструментов. Музыканты, спортсмены, киноактеры, шоумены не стесняются рекламировать в соцсетях услуги и товары. Они продают свой образ и стиль жизни. Пользователи и сами не всегда понимают, что становятся объектами манипулирования.
Новые общественные отношения не могли не затронуть и культурную сферу жизни. Бирка с ценником появилась и на предметах искусства. Как любой продукт в обществе потребления, искусство также должно окупаться. Кино должно развлекать, музыка – расслаблять, а картина — служить украшением интерьера. Советское искусство часто противопоставляют современным произведениям, но у них есть общая черта — ориентация на «маленького человека». Поэтесса Ольга Седокова вспоминает довольно меткое замечание своего коллеги: «В русской литературе жалели маленького человека, а теперь нами этот маленький человек и правит». Зрители и слушатели ищут доступных радостей и развлечений. Ориентация на такой уровень потребностей сказывается на качестве произведений. Одни и те же сюжеты кочуют из фильма в фильм, а сложные картины не пользуются популярностью.
В Москве и Санкт-Петербурге количество кинотеатров с нестандартным расписанием очень невелико. Только разрекламированные массовые фильмы, выставки, концерты и книги приносят доход, и у рекламщиков в ходу эпитеты «уникальный», «фантастический» или «самый лучший».
Выставка-продажа
В гонке за клиентами вынуждены принимать участие и музеи. На крупных площадках выставляются современные творцы со своими арт-объектами, перформансами и инсталляциями. Эти произведения чаще шокируют, чем восхищают. Но своей новизной и экстравагантностью они определенно привлекают зрителя. Объектами искусства часто становятся предметы, бывшие в употреблении: старая мебель, техника, одежда, посуда и так далее. Британец Дэмиен Херст, коллекционер и по совместительству один из самых богатых художников в мире, на свое полотно «Мертвецы» поместил десятки сигаретных окурков и спичек. Не менее известная его картина «Пятна» сильно напоминает кусок обоев в цветной горошек. Культуролог Жан Бодрийяр (уже в 70-м году опубликовал книгу «Общество потребления») дает характеристику пор-арту, но его оценка описывает и то, что мы видим сегодня: «Это «спокойное» искусство: оно не требует ни эстетического экстаза, ни эмоционального или символического участия, а требует своего рода инструментального любопытства. Оно хорошо сохраняет нечто от детского любопытства, от наивной очарованности открытием». Научно-технический прогресс должен был облегчить доступ к искусству: появились виртуальные экскурсии по музеям, крошечные плееры, способные уместить тысячи записей классической музыки, электронные книги и планшеты, онлайн-библиотеки и онлайн-курсы. Почему же за технологическим прорывом не последовал прорыв интеллектуальный? Может быть, сама техника заменила интерес ко всему остальному? Такой выбор сделали мы, а не устройства.
Тело в дело
Причина и следствие
Французский культуролог и социолог Жан Бодрийяр считал кредиты одним из главных условий возникновения общества потребления. Согласно данным Национального бюро кредитных историй, в сентябре 2015 года 35 млн россиян имели действующие кредиты. Причем некоторые из них брали второй кредит для погашения первого. Многие банки «дарят» клиентам кредитные карты. Доступное кредитование провоцирует рост потребления. От этого выигрывают банки, магазины и даже государство. Втянутый в финансовую западню человек не проявляет социальной активности, сидит спокойно, опасаясь в том числе остаться без работы.
В дискуссии об обществе потребления важное значение имеет только один вопрос: стали люди счастливее? Оказывается, нет. Специалисты центра «Ромир» составили мировой индекс счастья: в 2014 году довольными своей жизнью были жители бедных регионов — Африки и Азии. В этом рейтинге Россия опередила более экономически успешные страны: Бельгию, Испанию, Великобританию и США. Психологи объясняют ситуацию просто: вещи не делают нас счастливыми, они всего лишь облегчают нашу жизнь. Не забывайте об этом, когда в очередной раз протянете кредитную карту.
Автор: Валерия Жидких
В 90-е, когда я была маленькой, у нас был очень старый телевизор. Позволить себе новый мы не могли — он стоил как половина маминой зарплаты. Конечно, можно было накопить, но… как-то не копилось.
И тут появились кредиты. Когда родители поняли, что любую технику теперь можно взять в кредит и платить за нее небольшими «порциями» в течение нескольких месяцев, у нас тут же появились: новый телевизор, холодильник, модный видеомагнитофон с кассетами, ну и по мелочи — плеер, фен и электрочайник. Я хорошо помню это восхитительное чувство свободы, когда ты стоишь в магазине, смотришь вокруг и понимаешь, что можешь позволить себе если не все, то многое из тех вещей, о которых раньше не мог мечтать. Конечно, для моих родителей все выглядело несколько иначе — они-то понимали, что за все это так или иначе придется платить и отдавать свои кровные, пусть даже не сразу и по частям. Но радостная атмосфера царила в нашем доме еще примерно месяц. И в целом появилось ощущение какой-то легкости, как будто, это называется, «жизнь налаживается».
Сейчас, когда я стала старше, мое отношение к кредитам, конечно, изменилось. Да, я по-прежнему вижу в них удобный финансовый инструмент, который спасает в случаях крупных покупок (копить я так и не научилась) или неожиданных трат. Но в целом на рекламные предложения типа «Кредит на 500 тысяч за пять минут при наличии всего двух документов» я реагирую с осторожностью и всегда читаю то, что написано мелким шрифтом под крупными яркими надписями. Потому что сыр, как ни крути, не может быть бесплатным.
При этом я отдаю себе отчет, что существуют люди, для которых кредиты — это не только способ решения насущных проблем, но и просто дополнительный приятный бонус который помогает наслаждаться жизнью. Они виртуозно управляются с тремя кредитными картами, знают все тонкости перекридитования и всегда имеют некоторую сумму «на мелкие расходы». Я искренне уважаю таких людей, потому что они владеют знаниями и навыками которые мне недоступны.
Но есть и другой тип граждан, который вызывает у меня скорее недоумение. К ним относятся те, кто покупает айфон последней модели, чтобы потом еще год питаться на 200 рублей в день потому что весь их доход — это стипендия и небольшая помощь родителей. Те, кто играет свадьбу за 300 тысяч (между прочим, неплохой первоначальный взнос в ипотеку), при том, что примерная зарплата каждого из супругов 25. Те, кто берет в кредит огромную «плазму», когда заработанных денег не хватает даже на самое необходимое. Их я в принципе не могу понять.
Хотя прекрасно понимаю причины, которые заставляют некоторых жить не по средствам. Самая банальная из них — конформизм. Прибавим к этому магическую силу рекламы и личный пример многочисленных друзей и знакомых — и вот уже жизнь без айфона, новой машины или пылесоса с титановым корпусом начинает казаться невыносимой.
Однажды в сети мне попалось потрясающее объявление: «Продам 4-й айфон. Дорого, потому что нужны деньги на 5-й». Лично я до сих пор не понимаю преимуществ этого гаджета перед смарт фоном любой другой марки. Но стоит заговорить об этом с кем то из фанатов «яблока», как мне наперебой начинают доказывать, что он намного удобнее, современнее и вообще… у всех есть айфоны. Это главное. Потому что когда у всех есть, а у тебя нет, легко почувствовать себя ущербным, выпасть из круга.
Что это за круг? Круг обеспеченных, модных успешных людей, которые ни в чем себе не отказывают. Проблема в том, что большинство из них скорее пытаются таковыми казаться, при этом не брезгуя есть на обед лапшу и перемещаться на общественном транспорте. И это действительно смешно.
Вторая причина, которая заставляет людей тратить деньги, которые они еще не заработали попытка повысить мифический «уровень жизни». Почему мифический? Потому что никто на самом деле не может сказать, как этот уровень измерить. Допустим, у меня нет машины и плоского телевизора, зато я принципиально покупаю только самые качественные, дорогие продукты и хожу в хорошую платную клинику. А у соседа «плазма» во всю стену и «Ландкрузер» последней модели, но он уже год экономит на всем, включая еду, чтобы выплатить кредиты. У кого из нас выше уровень жизни? Зависит от личных ощущений.
Но телевизор, интернет и рекламные баннеры упорно твердят: «Ты можешь жить лучше! Позволь себе больше прямо сейчас!» Кстати, вы замечали, как выглядят люди в рекламе? Это идеальные персонажи, с идеальной укладкой, маникюром, детьми, машиной. Предлагая приобрести «квартиру в элитном районе», «мебель от лучших производителей Европы» или взять 100 тысяч в кредит «на подарки близким», они приглашают нас войти в их круг, стать такими же, как они.
С одной стороны, в рекламе как таковой нет ничего плохого. Также, как нет ничего плохого в желании жить комфортнее и покупать более дорогие вещи. Но ведь логично, что для этого нужно повысить уровень дохода.
Правда, есть и другое мнение на этот счет. Однажды я читала воспоминания какого-то миллиардера, человека с непростой судьбой. За всю свою жизнь он 3 раза становился банкротом, терял свой бизнес, но каждый раз у него непостижимым образом получалось начать все с нуля. Так вот, этот миллиардер писал что-то вроде: «Если у вас остались последние 100 долларов, не пытайтесь растянуть их на месяц. Наденьте свой самый лучший костюм, пойдите в самое дорогое кафе, возьмите чашечку кофе и свежую газету. Этим вы принесете себе гораздо больше пользы, чем нытьем и раздумьями о том, где бы раздобыть денег прямо сейчас. Успех приходит к тому, кто уже ощущает себя успешным». Безусловно, образ сильного человека, который потерял все, но сохранил присутствие духа и чувство юмора довольно привлекателен и не лишен некого шарма. Но разумно ли примерять его на себя — это вопрос.
С помощью этой метафоры (кстати, я почему то уверена, что это скорее метафора — вряд ли человек, который действительно знает цену деньгам, стал бы всерьез давать такие советы) автор показывает колоссальную, твердокаменную уверенность в своих силах, желание оставаться самим собой, несмотря на временные трудности. А вовсе не призывает к тому, чтобы тратить больше своего дохода и вообще всячески выпендриваться, изображая богатого и успешного человека.
Зато именно это делает обыватель со средним доходом, покупая в кредит вещи, которые ему явно не по средствам, а потом изнывает под грузом долговых обязательств. Чувствуете разницу?
Она в том, чтобы быть, а не казаться. Можно сколько угодно разыгрывать спектакль под названием «жизнь удалась», а можно действительно упорно работать не пытаясь прыгнуть выше головы, и наслаждаться тем, что доступно в данный момент, — не забывая стремиться к лучшему. Тогда успех не заставит себя ждать — настоящий, а не с рекламной картинки.