Ассертивность

2
5506

Содержание

  • Отсутствие агрессии внутри
  • Выбирайте свою реакцию
  • Развитие ассертивности у руководителя
  • Умение признавать свои ошибки
  • Спокойный, но не робкий
  • Помним о своих рабочих и жизненных целях

Ассертивность — это умение отстаивать свои границы, защищать свои интересы и цели, сохраняя уважение к другим людям. Ассертивный стиль поведения помогает достичь высокой эффективность в условиях рабочей обстановки. При этом настоящая ассертивность не имеет ничего общего с агрессивностью. В условиях построения карьеры и сопровождающейся конкуренции, в попытке настоять на своем, человек нередко переходит в нападение.  Это может происходить из-за незнания различий типов поведения, и по причине отсутствия навыков. Примеры и правила ассертивности, приведенных в этой статье, дадут возможность сохранять свои границы, при этом не применяя никаких форм насилия над другими.

Отсутствие агрессии внутри

Если агрессия спрятана внутри, то при первой же возможности она будет проявлена. Это может быть нарушение ваших границу кем-то другим. Симметричный ответ на это также является агрессией. В свою очередь это создает возможность нападению вернуться, и человек ступает на зыбкий путь.  Другой вариант – жесткое завышенные требования к окружающим, директивные указания, что говорит о наличии скрытой агрессии.  Уверенность и спокойствие, дипломатичное высказывание справедливых требований вызывает уважение и благодарность. Это показывает, что вы, скорее всего, понимаете принцип ассертивности и являетесь хорошим лидером.

Выбирайте свою реакцию

Ассертивность отличается от агрессивности в первую очередь осознанностью. Умением выбирать свою реакцию, в ответ на раздражитель. Когда возникает конфликтная ситуация, выработайте привычку задавать себе ряд вопросов: «Затрагивает ли эта ситуация мои интересы?», «Как повлияют на ситуацию мои слова/поступки», «Что произойдет, если я промолчу?». Такие вопросы, в том числе увеличат время между самой ситуацией и вашей реакцией и дадут возможность дистанцироваться от чувств и выбирать желаемое поведение.

Агрессивные люди могут вызывать страх, но уважение проявляется к уверенным людям, которые действуют не идя на поводу у эмоций. Такие люди хорошо понимают свои потребности, и при этом внимательно относятся к окружающим, учитывая их права и нужды.

Развитие ассертивности у руководителя

Не боясь за свое положение, ассертивный руководитель способен выстраивать активное сотрудничество в коллективе. Он не навязывает свое мнение, стараясь самоутвердиться, как делает агрессивный руководитель, а стремиться вовлечь в работу каждого, учитывая способности и возможности специалистов. Сотрудничество – ключевой момент в работе современного руководителя. Встречая несогласие подчиненного, ассертивный руководитель не стремиться подавить его, заставить действовать по своему плану, а постарается разобраться в причинах несогласия и точке зрения работника. «Что мы можем сделать для улучшения работы?», «Что нужно, чтобы работа была сделана?» и «Как мы можем объединить наши усилия?» — вот вопросы руководителя, который знает цену себе и высоко оценивает возможности окружающих его людей.

Умение признавать свои ошибки

Ассертивный человек может правильно оценивать свою деятельность – потраченное время и эффективность работы, что позволяет ему в нужное время отказаться от неэффективного плана. Он способен сделать это, даже если для этого будет необходимо признать свою неправоту.

Большинство людей неспособны принимать критику в свой адрес спокойно. Они часто неосознанно включают защиту – либо нападая в ответ, либо полностью закрываясь. Даже если человек принимает к сведению критику, то он имеет гибкость, а значит, более эффективен. В процессе работы критика направлена не на человека, а на конкретные действия, и способствует достижению общих целей. Ассертивный специалист может спокойно реагировать на критику, понимая, что с помощью нее сможет лучше выполнять свои обязанности.

Спокойный, но не робкий

Внешне тактичность к другим может показаться застенчивостью. Важно, чтобы человек действительно в своем желании уважать окружающих, не перестал заботиться о своих собственных интересах. Присмотритесь к своему поведению, не случалось ли, что вы соглашаетесь на дополнительную работу, только потому, что другим будет неудобно ее выполнять? Не замечали ли вы, что другие все чаще, словно случайно, нарушают ваши границы, ваше личное пространство – это может проявляться даже физически, когда коллега занимает часть вашего стола и так далее. Если что-то подобное вы заметили, время вернуться к своей целостности. Ассертивность действительно сложный навык, и его наработка требует времени.

Простое правило поможет вам встать (или вернуться) на правильный путь, а также убедиться, что такт превратился в застенчивость. Следует при каждом рабочем общение – совещании с руководством, обсуждении какого-либо вопроса с коллегами, четко сформулировать свои потребности и цели. Полезно их записать. В процессе и по окончанию обсуждения – свертись с ними, какие ваши задачи не были выполнены, от каких вы сами отказались в обсуждении.

Помним о своих рабочих и жизненных целях

Важно создать комфортные условия в коллективе, поскольку от уровня гармонии среди коллег зависит производительность труда. Большую часть времени мы проводим на работе, а значит, отношения в коллективе определяют и качество самой жизни. Ассертивность – это тот навык, который с одной стороны, позволит достигать своих целей, и в тоже время не мешать целям другим людям. Что даст хорошие взаимоотношения в рабочем коллективе, высокую производительность труда и высокий уровень жизни.

2 Комментарии

  1. Еще раз убеждаюсь что баланс необходим во всем… Ассертивность необходима не только на работе, будь вы руководитель или рядовой сотрудник, но и в обычной жизни, семейной, общественной…

  2. Спасибо. Очень полезно. Еще было бы интересно пройти тест на ассертивность. Может в одной из следующих статей замутите эту тему?

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя