Сегодня внимание к ТРИЗ несколько ослабело, а в конце прошлого века многие инженеры, а особенно изобретатели, знали, что ТРИЗ – это так называемая теория решения изобретательских задач. Применение инструментов этой теории позволяет генерировать новые интересные идеи, решать задачи, устранять проблемы. Сфера приложения ТРИЗ изначально была нацелена на технические изобретения. Однако ее эффективное использование оказалось возможным и в других областях деятельности человека. Поэтому обозначение ТРИЗ просто несет в себе отпечаток давней традиции, связанной с изобретательскими задачами.
Когда необходимо выдать идею по поводу решения той либо иной возникшей задачи, многие люди высказывают свои предложения, которые приходят в голову в данный момент. Эти идеи возникают спонтанно, основываясь на опыте и знаниях, когда-либо приобретенных человеком. Как правило, многие предложения оказываются неприемлемыми, но некоторые из них будут работоспособными. Этот творческий процесс в народе называют «методом проб и ошибок» или перебором вариантов. Именно так в большинстве своем обычно и решаются вопросы, выставленные на производственных совещаниях или в конструкторских бюро, а также на бытовом уровне.
Ответы на легкие задачи находятся быстро, с ними справляются в одиночку специалисты любого ранга. Проблемы повышенной сложности требуют более длительного времени для их решения, так как хорошая идея не лежит на поверхности, а спрятана среди сотен непригодных. Для ускорения перебора вариантов собираются совещания и группы сотрудников. Существуют также и особо трудные задачи, которые не поддаются решению даже коллективом специалистов. Нужные идеи могут быть растворены среди тысяч и сотен тысяч вариантов, докопаться до которых весьма проблематично, а то и невозможно. Метод перебора пришедших на ум решений часто становится неработоспособным.
Для ускорения метода перебора вариантов, его интенсификации, в свое время были предприняты определенные попытки. Так, в США А. Осборн предложил «мозговой штурм». В творческую группу приглашаются специалисты из разных сфер деятельности, которые общими усилиями пытаются разрешить проблему. Причем, запрещается всякая критика. Наоборот, приветствуется развитие озвученных идей. Каждый участник старается использовать наработки, опыт и знания по своей специальности. Все высказывания и предложения в процессе обсуждения записываются на магнитофон. Затем руководитель группы прослушивает запись и составляет список идей, даже самых абсурдных. Далее список изучается экспертами, и часто в нем бывают подсказки для решения предложенной проблемы.
На протяжении длительного времени человечество повсеместно использовало и до сих пор использует древний метод перебора вариантов и способы его интенсификации, включая «мозговой штурм», синектику У. Гордона, морфологический анализ, метод контрольных вопросов и другие. Творческому процессу, основанному на переборе вариантов, не нужно учиться, он заложен в человеке самой природой для решения простейших задач, поэтому и оправдывает свое существование. Любой метод интенсификации, хотя и ускоряет генерацию ответов, также основан на переборе вариантов, на спонтанном выдвижении идей.
Однако в середине прошлого столетия свое слово в методологии творчества сказал бакинский инженер Г. Альтшуллер. Он предложил не плавать беспорядочно в океане в поисках подходящего острова, а сразу плыть к нему. Альтшуллер создал алгоритм решения изобретательских задач и назвал его АРИЗ. Такая пошаговая инструкция позволяет от исходных данных задачи постепенно прийти к ее решению. В АРИЗ заложено ключевое понятие – противоречие (административное, техническое, физическое), которое существует в любой проблеме между частями некой системы. Противоречие часто скрыто от взора, замаскировано условиями постановки проблемы, но если до него докопаться, то решение задачи будет сведено лишь к его устранению.
Чтобы устранить противоречие, Альтшуллер создал специальные инструменты. Например, указатели физических, биологических, геометрических, химических эффектов, приемы устранения технических противоречий. Были предложены готовые стандарты решения задач, разработан так называемый вепольный анализ, открыты законы развития технических систем. Весь приведенный набор полезных знаний и составляет ТРИЗ. Кроме того, усилиями автора и его учеников был разработан курс для развития творческого воображения (РТВ), способствующий раскрепощению фантазии, расширению рамок мыслительного процесса. Систематические упражнения по РТВ, как тренировки для спортсменов, позволяют поддерживать нужную форму и быть в боевой готовности.
Родоначальник ТРИЗ, Альтшуллер, при своей жизни хотел, чтобы новая технология творчества распространилась по всему миру. Были изданы десятки книг на разных языках. В СССР на бесплатной основе организовывались многочисленные школы ТРИЗ для производственников, научных коллективов, студентов вузов и всех желающих, готовились аттестованные преподаватели ТРИЗ. Много полезного можно было почерпнуть на систематических общесоюзных конференциях, где с докладами о применении и развитии ТРИЗ выступали многочисленные специалисты. После смерти Альтшуллера, все его наследие перешло в руки родственников, которые юридически закрепили за собой статус правообладателей. Сегодня бренды «ТРИЗ» и «АРИЗ», а также книги Альтшуллера защищены авторскими правами, свободная публикация их на сайтах в сети Интернет, к сожалению, запрещена.
Некоторые ученики Альтшуллера создали свои фирмы, где предоставляют услуги по решению технических, управленческих, рекламных и других задач на коммерческой основе. В. Цуриков создал компьютерную программу «Изобретающая машина», в основу которой был положен АРИЗ и база знаний по ТРИЗ. В США создана фирма, по сей день успешно торгующая компакт-дисками с этой программой. «Изобретающая машина» оказалась востребованной многими, в том числе крупными, американскими компаниями. ТРИЗ позволяет их руководству генерировать сильные идеи, создавать новые изделия, получать патенты, решать производственные проблемы, побеждать в конкурентной борьбе.
Здравствуйте. Как вы считаете, существуют ли задачи или виды задач которые с помощью триз решить абсолютно невозможно? Какие это могут быть задачи? Заранее спасибо за ответ