Тест Люшера: скажите мне, какой цвет вы любите, и я скажу, кто вы

2
6521

Содержание

  • Изучение цвета: исследования
  • Тест Люшера: описание
  • Значения цветов в коротком тесте
  • Где используется тест

Вы когда-нибудь сталкивались с тестом Люшера? Не путайте с тестом Роршаха (еще один швейцарский исследователь), хотя оба предназначены для анализа личности человека. Почему одни и те же цвета у разных людей вызывают одинаковые ассоциации? Каков механизм воздействия цвета на эмоциональное состояние человека?

Многие ученые из разных стран неустанно проводили исследования на эту тему, но жирную точку в вопросе влияния цвета до сих пор никому поставить не удалось. Вы знали, что цвета настолько сильно влияют на человека, что даже вкус еды зависит от цвета посуды, в которой ее подают?

Тест Люшера — определение, знакомое любому психологу. Испытуемый произвольно выбирает понравившиеся цвета, а после получает подробный анализ собственной личности. Это может показаться околонаучной мистикой, но у теста есть четко выверенный алгоритм вычисления результатов.

цвета

Изучение цвета: исследования

Цвета изучались культурологами, медиками, психологами и психиатрами. В определенных социальных группах цвета могут иметь различную символику. Это стало результатом выбора разных путей развития общества. Некоторые ассоциации (цвет/восприятие) имеют вполне практическое обоснование. К примеру, пурпурный долгое время считался цветом королей. Получить пурпурный цвет можно было только с использованием дорогостоящего сырья и сложной технологии. Этим обуславливалась высокая стоимость тканей пурпурного цвета, их могли позволить себе только очень состоятельные люди, то есть лучше короля кандидатуры в покупатели и не сыскать.

Цвета могли использоваться для общения. Их универсальный язык не требовал детального изучения грамматики и фонетики. К примеру, белый — символ мира в любой культуре. Белый флаг означает либо капитуляцию, либо готовность к переговорам. Красный символизирует опасность, призывает остановиться и обратить внимание. Черный — концентрат негатива и олицетворение разрушения. “Веселый Роджер” на мачте пиратского корабля выглядел так угрожающе не только потому что на нем были изображены кости. Большую роль играл черный фон, который нес в себе угрозу.

Цвета связывали с мифическими божествами, сакральными явлениями, социальным статусом и психологией.

В наши дни маркетологи успешно манипулируют подсознанием покупателей, используя броские сочетания красного и желтого, которые акцентируют внимание и призывают к действию.

Постигнуть сложную науку цвета в разное время пытались выдающиеся художники, медики, писатели и поэты. К примеру, Гёте издал целую книгу «К теории цвета», в которой подробно изложил свои мысли относительно механизма восприятия цвета.

Индийский исследователь Гхадиали выдвинул сенсационную версию: каждая отдельная клетка организма человека имеет чувствительность к цвету. С помощью изменения оттенков можно буквально «манипулировать» клетками: стимулируя или подавляя их работу. Исследования Гхадиали стали фундаментом цветотерапии — области медицины, в которой лечение проводится с помощью цветов.

Следующим научный мир своими исследованиями всколыхнул швейцарский психолог Макс Люшер, который разработал концепцию теста, получившего его имя.

Люшер

Тест Люшера: описание

Испытание классифицируют на два типа: краткий и полный цветовой тест Люшера. Основные положения цветовой диагностики были представлены широкой публике, когда амбициозному исследователю исполнилось всего 23. Тест был разработан на основе многочисленных опытов: на протяжении долгих пяти лет проводились эксперименты с 4 500 оттенками.

В результате Люшеру удалось выбрать цвета, ставшие основными, и классифицировать полученные данные. Эти цвета имеют одинаковое значение. Их объективное восприятие универсально. Не имеет значения, какого пола испытуемый человек, в каком уголке земного шара он проживает, сколько ему лет. Объективные ассоциации одинаковы у всех, но каждый имеет и свои индивидуальные предпочтения. Они субъективны и с помощью различий между ними и объективными ассоциациями можно «измерить» субъективные состояния.

Приведем простой пример (объясним на пальцах). Белый — цвет чистоты, если рассматривать с объективной точки зрения. У индивида, которого в детстве одноклассники дразнили «белой вороной», этот цвет может вызывать неприятные ассоциации (обида, злость, отчаяние). Это субъективная точка зрения. Это и есть подлинная характеристика личности, которую помогает вытащить на белый свет тест Люшера.

Эмоции, самоощущение, предрасположенность к конкретному виду деятельности, устойчивые черты характера влияют на то, какой цвет выберет человек. Исследованиям цветов Люшер посвятил большую часть жизни, хотя он был разносторонне развитым человеком (психиатром, антропологом, философом, теологом). Он опубликовал множество научных трудов, углубившись в тему цветовой диагностики. Тест Люшера остался неизменным с момента его презентации:

  • Короткий состоит из одной таблицы, разделенной на восемь цветов.
  • Полный состоит из 7 таблиц, в каждой из них разное количество цветов (5, 8, 12).

Тестовая система имеет одно важное преимущество. Независимо от того, каким человек видит себя или пытается показаться на публике, выбор вариантных цветов он делает неосознанно. «Обмануть» тест можно только в том случае, если испытуемый знаком с механизмом вычисления результатов.

обмануть тест

Значения цветов в коротком тесте

Если интерпретировать ключевые положения теста Люшера, то можно вывести простую схему расчета результатов:

  • Каждый человек испытывает определенные потребности.
  • Любая потребность ассоциируется с конкретным цветом.

В тесте испытуемый классифицирует цвета по степени их привлекательности: от «любимого» до самого неприятного. Познакомимся поближе со значениями цветов:

  • Серый — это пустота, нейтральность, абсолютное ничто и голая пустыня без малейших признаков жизни. Люди, выбирающие серый цвет, желают оставаться в стороне. Широкой дороге они предпочитают неприметное местечко на обочине. Эти люди не расслаблены и не напряжены. Они находятся в пограничном состоянии. Те, кто серый игнорирует, наоборот, предпочитают жизнь во всех ее проявлениях с яркими красками.
  • Зеленый цвет символизирует «мягкую силу» или «гибкость ума». Его выбирают люди смелые, сильные, целеустремленные со стрежнем внутри. Эти черты характера развиваются из-за необходимости обеспечить собственную безопасность и укрепить свое «Я». Люди, выбирающие зеленый цвет нуждаются в самоутверждении. Способы могут быть разными: восхваление со стороны общества, укрепление своих идеалов, упорная борьба с обстоятельствами.
  • Красный — это «густой» цвет импульса, желания, постоянного стремления к целям. Его выбирают очень активные люди, для которых жизнь — это движение. Красный цвет символизирует волю к победе, постоянное стремление к поставленным целям и конечно к успеху.
  • Синий — цвет покоя. Когда человек видит синий цвет, его кровообращение замедляется, стабилизируются дыхание и частота пульса. Синий выбирают люди, испытывающие потребность в умиротворении, спокойствии. Чрезмерная обидчивость и чувствительность тоже создают необходимость в успокоении синим цветом.
  • Коричневый — пассивный цвет, который не обладает импульсом желтого и яростной напористостью красного. Коричневый выбирают люди, испытывающие трудности, переживающие серьезные проблемы или кризисы в жизни. Они отдают предпочтение коричневому, потому этот цвет становится для них олицетворением покоя и умиротворения, которого так не хватает.
  • Фиолетовый цвет не является самостоятельным. Он получается путем смешения синего и красного. Фиолетовый объединяет мягкую уступчивость первого и импульсивность второго. Этот цвет выбирают мечтатели, эмоционально незрелые люди, которые частенько выдают желаемое за действительное. Они по-прежнему верят, что где-то есть волшебный посох или лампа с джинном внутри, которые могут изменить их жизнь и раскрасить мир новыми красками. С одной стороны, «вера в чудеса» иногда действительно спасает от серых будней. С другой — жизнь в фантазиях уносит человека от реальных проблем, но никак не помогает в их решении. Важно выяснить первопричину желания спрятаться за сказочным покрывалом от ужасов настоящего мира. Это может быть страх, неуверенность в себе, желание компенсировать свои недостатки.
  • Желтый — цвет солнечного тепла, бодрости, освобождения от сковывающих пут (проблем, обязательств, давления). В таблице Люшера этот цвет самый яркий. В отличие от красного, который грубо толкает на действия, желтый скорее не стимулирует, а обещает. Цвет бодрит, он легкий. В отличие от все того же красного, те, кто выбирают желтый, хотя и источают энергию, но совершают это импульсивно и спонтанно. Любителям желтого не хватает дисциплины и жесткости, которые невозможно компенсировать оптимизмом.
  • Черный. Цвет темноты, знаменующий конец всего. По сути черный — это отрицание любого цвета. Он становится границей, за которой жизнь прекращается, а соответственно олицетворяет разрушение и уничтожение. Черный выбирают люди, которых не устраивает существующий порядок вещей. Правила «этого мира» не подходят для их жизни и ради ее изменения они готовы пойти на все (даже бросить вызов самой судьбе). Эти люди характеризуются компенсационным поведением (стремлением во что бы то ни стало преодолеть реальные и вымышленные недостатки).

В простом тесте Люшера белого цвета нет. Самым близким к белому по значению считается желтый.  Основными цветами по Люшеру стали синий, зеленый, желтый и красный. Каждый из них соответствует определенному архетипу человека.

основные цвета

Где используется тест

Тест Люшера должен проводиться с соблюдением правил, которые еще в далеком 49-м году были установлены его автором. Обязательно используются оригинальные таблицы (без погрешностей оттенков), а сам эксперимент проходит в комнате с хорошим естественным освещением. При этом нельзя допускать попадания прямых солнечных лучей на таблицы, они повлияют на цветовосприятие человека и результаты не будут объективными.

Начинающие психологи часто сталкиваются с проблемой подведения итогов теста. Для тех, кто еще не освоился в цветовой диагностике, существуют специальные интерпретационные таблицы. Для чего вообще нужен этот тест? В ряде западных стран его часто проводят с новыми кандидатами на работу, чтобы выяснить, насколько человек соответствует той должности, на которую претендует. У нас цветовой тест чаще используют психологи и психиатры, чтобы с помощью цветовой диагностики выявить скрытые проблемы человека, провести более детальный анализ его личности и назначить правильное лечение.

А вы знали, что цвета, как такового не существует? Он «живет» только в наших головах. Это просто реакция мозга на изменения световых сигналов, которые поступают из внешнего мира. Окружающий мир на самом деле очень похож на впечатляющую картинку из фильма «Матрица»: только «плавающие» электромагнитные волны разной длины в монохромном пространстве.

По мнению большинства психологов тест Люшера помогает провести быстрый, глубокий анализ личности. Кстати, проводились эксперименты, и было доказано, что «основа» таблицы не имеет значения. Иными словами, можно использовать оригинальные таблицы на бумаге или показывать испытуемому цвета на мониторе компьютера. На результаты это не влияет.

2 Комментарии

  1. Несколько лет назад при устройстве на работу, на одном из этапов мне предложили такой тест. Так как уже была в курсе теста Люшера, выбрала зеленый. Хотя это не тот цвет который мне действительно нравится. По сути у каждого цвета можно найти «недостатки». Ну и как заметила по себе, со временем не раз менялся «любимый» цвет.

  2. В тесте, конечно, много ситуативного. Но иногда он просто замечательно подходит для диагностики. Жаль, что компьютерные версии этого теста часто неправильно отображают оттенки цвета

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя