Бренд. Это слово имеет значительный вес и для покупателя, и для производителя. Известное название на этикетке приравнивается к гарантии качества, поэтому потребитель всегда обращается к уже знакомым торговым маркам. Если бы сбывались все желания, то каждый представленный на рынке продукт имел бы раскрученное имя: кто из владельцев компаний не мечтает сделать свое детище брендом? Но добиться этого не так просто, и потому лишь малая часть компаний может похвастаться тем, что ее название – на устах у всего мира.
Разработка бренда – это сложный процесс, подчиненный целому ряду экономических, социальных, культурных и политических факторов. Сегодня руководители крупных предприятий не рискуют заниматься этим самостоятельно, передавая задачу по созданию имиджа торговой марки в руки профессионалов. Это требует немалых затрат, не все начинающие бизнесмены могут позволить себе нанимать специалистов по брендингу. Поэтому любой грамотный управленец должен понимать хотя бы в общих чертах, как происходит создание бренда, и как избежать самых грубых ошибок в самом начале пути.
Рождение брендов
Начало истории брендинга можно отследить еще в дохристианском периоде, когда мастера Древнего Рима, Греции, Китая ставили свое клеймо на керамических изделиях. Уже в средневековье существовал закон о торговых марках, обязывавший производителей хлебобулочных изделий ставить клеймо на свои продукты. Само собой, этот процесс сопровождался и подделкой — как сегодня, так и десять веков назад простые ремесленники занимались плагиатом, ставя на товары клеймо известного мастера.
Слово «бренд» имеет древние скандинавские корни и дословно обозначает «огонь», «выжигать». Так называли клеймо, ведь чаще всего его ставили с помощью раскаленного металла. Да и само явление брендовости насчитывает немало лет. По всему миру существует целый ряд сохранившихся по сей день брендов с почтенной историей. Например, в Германии самая старая работающая компания — Staffelter Hof, которая промышляет виноделием с 9-го века, гостиница Keiunkan работает в стране восходящего солнца уже более 1300 лет, а самый старый в мире литейный цех Marinelli (Италия) льет свои колокола приблизительно с 1000 года.
Широкое развитие в современном виде брендинг получил в США, где с середины 19-го века начали появляться крупнейшие торговые марки, многие из которых мы знаем и сейчас – Форд, Кока-кола, American Express, Heinz, Jack Daniels.
Самые крупные бренды завоевали популярность благодаря кропотливой изобретательской и менеджерской работе их создателей: Генри Форд был отцом автомобильной промышленности, Джек Дэниел изобрел новый сорт виски, король кетчупов Генри Хайнц впервые додумался помещать соусы в прозрачные стеклянные банки, чтобы покупатель видел товар (до этого они продавались в пластиковых бутылках с яркими этикетками). Это касается даже сравнительно молодых компаний – основатель Apple Стив Джобс первым запустил в производство компьютеры для широкого пользования, с клавиатурой и мышью.
Итак, создание многих брендов происходило само собой – важно было производить качественный продукт, совершенствовать уже известные технологии и работать, не покладая рук. Но начиная с конца 19-го века процесс пошел вспять, и со временем маркетологи и рекламщики научились создавать бренд до появления самой компании и продукта. Именно этот период и можно считать временем рождения современного брендинга и связанной с ним профессии бренд-менеджера. Теперь дня нас это явление настолько привычно, что кажется, будто так было всегда.
Что такое бренд?
Это довольно важный вопрос, поскольку не существует такого юридического понятия как «бренд» — это скорее совокупность характеристик в сознании потребителя. В правовом поле выделяется понятие «торговая марка». Это имя и логотип, сочетающие в себе цифры, буквы, декоративные элементы, цветовые комбинации и расположение всех этих компонентов в определенной композиции. Сюда могут входить и названия отдельных продуктов, и дизайн этикетки, и форма упаковки, и фирменный слоган.
Бренд – это не только торговая марка, но и все составляющие образа компании, репутация на рынке, отношение покупателей. Короче говоря, бренд включает в себя и то, что можно «потрогать руками», и то незримое, что выражается в многогранном слове «имидж».
Зная это, разработчики понимают, насколько тонок процесс создания и поддержки бренда. Сегодня популярность продукта зависит не только от его качества – на прибыльность компании может повлиять и неосторожное высказывание руководителя, и нелепые ассоциации с названием товара, и политическая ситуация.
Брендинг является цикличным процессом — на всех этапах развития предприятия нужно возвращаться к точке отсчета, вспоминать первоначальную миссию и отталкиваться от этого незыблемого центра. Но прежде, чем определить его, нужно провести глубокий анализ, составить план и учесть все мелочи, составляющие образ компании.
Как разработать бренд: этапы разработки бренда
1. Исследования и анализ
Разработка нового бренда начинается с исследования потребностей клиента, запросов рынка. Многим кажется, что достаточно предложить товар хорошего качества, и этого достаточно – но в современном мире имеется огромное количество производителей, и многие из них продают хорошие товары. Почему же один популярны, а другие нет?
Чтобы понимать это, нужно знать, в чем нуждается человек будущей целевой аудитории. Деловые люди предпочитают удобство и простоту – у них мало времени. А значит, им нужна «умная» техника, которая все сделает за них, коробочка с полезной едой «все в одном», удобная одежда и прочие товары для упрощения жизни. Пожилые люди предпочтут консервативную продукцию, над которой не нужно ломать голову, а дети – нечто яркое и необычное, лишь бы не такое, как у взрослых. А значит, компания должна предложить покупателю то, что он хочет, даже если он сам этого не знает.
2. Определение целевой аудитории
У каждой группы товаров есть своя аудитория. Чтобы удержать ее, нужно понимать, за что именно любят этот товар, какие качества нужно усиливать, а какие эксперименты отложить в сторону. Это поможет бизнесу стать брендом.
Целевая аудитория определяется полом, возрастом, социальным статусом, финансовым положением и регионом проживания потенциальных клиентов. Понимая, кому это пригодится здесь и сейчас, кто пожелает купить именно этот продукт именно по этой цене, проще планировать рекламную кампанию и продвигать продукт на рынке.
Упор на целевую аудиторию нужно делать осторожно. К примеру, Dodge La Femme не пользовался успехом у женщин – дамы не хотели, чтобы их половой принадлежности уделяли так много внимания.
С другой стороны, реальные покупатели не всегда могут относиться к целевой аудитории, которую заявил бренд. Продукцию Kinder с удовольствием кушают не только дети, а Johnson’s baby стало любимой маркой многих женщин и людей с чувствительной кожей – они охотно приобретают для себя нежные детские лосьоны и шампуни. Некоторые компании, к слову, этим пользуются – те же Johnson’s baby старательно подогревают интерес взрослого потребителя.
3. Создание идеи и миссии
Покупая вещи, технику и продукты, люди предпочитают получать вместе с ними определенные эмоции, образы. Хорошо, когда эмоциональная составляющая уже включена в образ бренда: есть своя легенда, набор ощущений, которые создаются с помощью малозаметных деталей – запахов, музыки, цветов, линий. Потребителю нужен не только продукт, но и герой, отождествляющийся с ним.
Как вы думаете, какой йогурт выберет покупатель – самый обычный, или тот, на котором худеют звезды? Каким порошком будет стирать – никому не известным или тем, которым стирают самые придирчивые домохозяйки? Какой чай будет пить – просто чай или с привкусом Нового года? Ответ очевиден.
Главная идея каждого бренда — это его выделение среди конкурентов. В данном случае разработчики должны ответить на вопрос: «Чем этот продукт отличается от других?» Многие владельцы компаний совершают ошибку, стараясь расписать все многочисленные достоинства своего продукта. Как показывает практика, делать упор нужно на самом главном – все остальные положительные черты товара потребитель поймет сам. Важнее то, что в условиях перегруженного предложениями рынка нужно найти подход к покупателю, убедить его в том, что именно это предложение лучше других.
Миссией может быть удобство использования продукта, семейные ценности, привлекательный имидж человека, который пользуется продуктом, и многие другие.
4. Нейминг
Название компании и товара – это целое искусство. Существуют отдельные нейминговые фирмы, зарабатывающие неплохие деньги на разработке имен. Одно узнаваемое название способно стоить десятки тысяч долларов. В поисках лишь одного слова может быть перебрано до 100 000 вариантов и придумано несколько тысяч новых слов. Этому не зря уделяется так много внимания. Недостаточно ответственное отношение к подбору имени может сыграть злую шутку с дельцом, выставив его на посмешище.
Особенно «отжигают» в этом плане производители лекарств. Глазные капли «Окурил», БАД «Лохеин», препарат «Неграм», капсулы «Неорал», слабительное «Дульколакс»… Такое ощущение, что эти названия сочиняет команда КВН. В России можно встретить немало смешных названий, которые лишают покупателя всякого желания пользоваться предложенной продукцией. Творог «Волосовик», детский магазин «Лошарик», банк «Падун», пирожковый ларек «Псарьки»… Конечно, здесь речь идет о мелком и среднем бизнесе — крупные компании проводят большую работу, прежде чем презентовать название нового продукта или филиала. Но и они не застрахованы от ошибок. Например, марка автомобиля Chevy Nova, выпущенная Chevrolet, потерпела сокрушительное поражение на рынке испано-говорящих стран. Оказалось, что на испанском «но-ва» обозначает «не едет». Та же история получилась у нас с шампунем, выпущенным под именем известного британского парикмахера. Звали его Видал Сассун. Вспомнили?
Нельзя забывать об ассоциациях — если людям дать хотя бы один шанс переиначить имя и посмеяться над ним, они это обязательно сделают. Казалось бы, чем плохо название для ресторана «Пир духа»? А вам почему-то смешно…
Название должно отображать суть бренда, его посыл потребителю. И это нужно вложить в одно-два слова. Например, название компании Google произошло от числа Гугол – это десять в сотой степени. Если его написать на бумаге, то получится единица с сотней нулей. Это огромное число отражает суть поисковика – в нем действительно можно найти немыслимое число ответов на свой запрос.
5. Дизайн
Обозначив для себя все предыдущие пункты, создатель бренда может приступать к дизайну. Он исходит из миссии и легенды компании, целевой аудитории, главного посыла покупателю. Отталкиваясь от всех предпосылок, дизайнеры разрабатывают оформление помещений, одежды персонала, упаковки товара, промо-материалов, сайта и остальных имиджевых компонентов.
Композиция имеет важное значение в дизайне – отдельные элементы декора в общем сочетании могут вылиться в совершенно неожиданную ассоциацию. Иногда идеи, кажущиеся оригинальными, на практике приводят к неудаче. К примеру, в одном из ресторанов, где мне доводилось бывать, встроенные столы были выложены синим кафелем. Казалось бы, все хорошо: эта деталь могла бы выделить заведение среди других, а сам материал — немарок и красив. Но знакомые отзывались о нем так: «Я не могу там есть, такое ощущение, что я ем в туалете на полу».
Все детали необходимо согласовывать между собой, делать простыми и символичными. Каждая черточка, каждый цвет или сочетание должны иметь смысл и нести сообщение.
6. Рекламная кампания
Итак, все готово, и пора выводить бренд в свет. Запустить ролики на телевидении, подготовить партнерский контент для сайтов, напечатать листовки для раздачи, раскрутить группы в популярных соцсетях, разработать брендбук, объявить привлекательную акцию или организовать деловой прием. Средств для рекламы – великое множество.
Главное – не переборщить. Плохим примером чрезмерной рекламной кампании служат некоторые фильмы – шуму на весь мир, но зрители почему-то выходят из зала разочарованными. В связи с этим можно вспомнить последние провалы кинематографа – «Земля будущего», «Вий», «Трансформеры: Эпоха истребления». Создатели этих картин потерпели огромные убытки, и громкая рекламная кампания их не спасла.
Потребителя не обманешь – сколько денег ни вложи в рекламу, он сам поймет, насколько продукт хорош или плох. В данном случае, как говориться, лучше меньше да лучше.
***
Продукт выпущен в свет, рекламная кампания стартовала, разработка бренда компании, кажется, завершена. Но это лишь первые шаги – если уж предприниматель замахнулся на брендовость, ему придется быть начеку каждую минуту, поскольку теперь на кону репутация всех его трудов. Бренд – живой развивающийся организм, его нужно воспитывать и направлять, корректировать и поддерживать. И тогда он сможет выполнить свою главную цель – укрепить позиции компании и защитить продукт. Ведь любовь и внимание клиентов – это главный залог существования любого бизнеса.
Великолепная статья и настолько же полезная. Благодарю!
Дизайн, логотип, слоган, легенда, рекламное сообщение, УТП (далее по списку услуг любого агентства). Все это лишь атрибуты бренда. Они нужны. Они важны. Но реально работают только когда являются следствием единого вектора бренда, когда помогают «осязать» бренд, воплощать его однозначную идею. Вам же пытаются внушить, что фирменный стиль или удачное название могут быть причиной покупки именно у Вас. Ну, нет же! Нет!
Поток информации сегодня настолько плотный, что запомниться и выделиться одним только именем нам не удастся. Магии не будет. Запомниться вы сможете проектом, яркой идеей! Именно она должна цеплять и звучать кратко и емко. Ну, например: «Инвалид будет ходить!» Или, скажем: «Вы сможете за три секунды узнать все о своем здоровье!» Вот что сегодня играет роль и имеет голос. И только если клиента зацепит идея, он захочет узнать, как вас зовут.
Но требования к имени все-таки есть. Оно, разумеется, должно быть благозвучным и должно совпадать с ожиданиями клиента. Больше того: сегодня появилось такое понятие, как нейромаркетинг . Это наука, которая на уровне подсознания, на уровне сенсорного восприятия выясняет, насколько возбуждает наш мозг то или иное звукосочетание. Насколько энергичным является этот психологический контакт. Идеальное название не просто благозвучно, но и вызывает в вас позитивный эмоциональный ответ на уровне коммуникации.