Метафорическое мышление

0
5975

Развитие метафорического мышленияМетафорическое мышление в той или иной степени присуще всем нам. Более того – наш язык очень метафоричен, многие идиомы, в которые мы даже не вдумываемся, являются метафорами.

Для того, чтобы максимально подробно раскрыть суть темы нашей статьи, стоит в первую очередь пояснить понятие метафоры. С греческого языка это слово переводится как «перенесение» и обозначает сравнение несвязанных между собой явлений, основанное на наличии одного или нескольких сходных качеств.

Метафора — литературоведческий термин, но это не значит, что право на ее использование принадлежит лишь писателям. Его можно применять в любой сфере жизни, вплоть до технических разработок.

Сравним метафорические выражения, привычные нам в обыденной речи, и их интерпретации, которые бы мы использовали в прямом смысле:

«У меня ноги отваливаются» — «У меня ноги болят от усталости».

«Я съел бы слона» — «Я очень голоден».

«Одной ногой там, другой здесь» — «Максимально быстро».

Представьте, если бы в языке не было метафор – наверное, он был бы похож на язык робота! Метафора – это мощное средство обогащения речи, дарящее огромный простор для фантазии, юмора и новых образов.

Метафоры часто путают со сравнениями. Действительно, они очень похожи, но сравнения можно отличить по наличию связывающих слов «как», «будто». Во многих случаях метафора – это видоизмененное сравнение:

Человек, глупый, как осел – осел;

Талия, тонкая, будто у осы – осиная талия;

Цвет волос, похожий на золото – золотые волосы.

Изначально метафорическими являются и многие привычные нам названия, появившиеся по аналогии с похожими предметами. Например, швейные иглы, иглы ежа и ели называются одинаково из-за того, что их форма похожа. И ножка стула названа так из-за сходства стула с четвероногим животным.

Метафорическое мышление – это способность находить неожиданные и незабитые сравнения, мыслить образно, используя для постижения не только логические, но и творческие инструменты познания. Метафорический интеллект в наибольшей мере присущ писателям и ораторам. Все, кто умеет писать прозу и поэзию или рассказывать друзьям захватывающие истории, обладают развитым метафорическим интеллектом. Но нужен он не только для того, чтобы увлекать читателей и слушателей, а и для расширения возможностей анализа информации, ее запоминания и создания новых идей.

Польза метафорического мышления

  • Возможность объяснить сложные вещи простым языком

Я помню, как мучительно давалось моей маме, немолодой уже женщине, понимание системы работы Windows и дополнительных программ. Мы долго совместно страдали: она – от невозможности понять новую информацию, а я – от неспособности объяснить ей принцип действия. Ситуацию спасла метафора.

Представив себе, что операционная система – это рабочий кабинет, мы сумели найти аналогии практически ко всем компонентам. Word – это белая бумага, лежащая на столе, папки – это обычные папки с бумагами (или ящики стола), а файлы – это рукописи, кассеты с музыкой, фотографии или пленки с фильмами. И как в любом кабинете, мы в стремлении к порядку стараемся рассортировать различные виды носителей по ящичкам и коробочкам. Музыка – в одном ящике, видео – в другом, важные бумаги – в третьем, развлекательная литература – в четвертом. А копирование – это лишь перекладывание документов из одной папки в другую. Аудиоплеер – магнитофон, видеоплейер – телевизор. И так далее.

После метафоричного объяснения дело пошло намного быстрее. Таким образом мы можем доносить новые идеи инвесторам или предлагать новые пути развития производства начальству. Подавая новую информацию через аналогии с уже имеющейся, намного проще донести ее, чем через самые подробные отчеты, графики и диаграммы.

  • Возможность вложить эмоции в свое послание

Известно, что эмоции играют огромную роль в принятии решений и восприятии информации. Когда мы доносим свой посыл через лишенные искры, но логически обоснованные высказывания, то затрагиваем лишь интеллектуальную часть ментального поля слушателя. Но если мы не прочувствовали информацию, если она не задела нас через восторг, радость или наоборот, возмущение и отвращение, она воспримется бледно и вскоре забудется. Именно по этой причине слоганы всегда несут эмоциональный заряд.

Сравните:

«Мы должны сделать эту работу лучше, чем конкуренты!»

«В этой конкурентной гонке мы должны прийти к финишу первыми и получить главный приз!»

Во втором случае сотрудники сразу прокручивают в головах картинки бегущих спортсменов, а затем радостное лицо победителя с кубком в руках на пьедестале почета. Правда ведь, это мотивирует куда больше, чем безжизненное «мы должны сделать эту работу лучше»?

  • Поиск нестандартных решений

В начале статьи мы говорили о том, что метафоры используются даже в сфере технических разработок. Как это возможно? Если вдуматься, то многое из того, что мы создали, берет свои истоки из аналогов с живой природой. Даже телега и автомобиль, самые надежные и распространенные (каждый для своего времени) средства передвижения имеют 4 колеса по аналогии с животными, потому что такое расположение конечностей наиболее выгодно. И не будем забывать, что они пришли на смену лошади.

Сегодня ученые разрабатывают летательные аппараты, в которых будут использоваться аэродинамические свойства насекомых.

С помощью аналогий можно разрабатывать новые модели любого вида техники, решать проблемы в бизнесе и производстве, отыскивая неординарный подход.

Развитие метафорического интеллекта

Метафорическое мышлениеНесмотря на то, что мы часто используем метафоры в речи, это не всегда гарантирует развитие метафорического мышления – ведь идиомы мы попросту запоминаем, а не создаем. Для того, чтобы расширить границы фантазии и научиться образному восприятию, возьмите на вооружение эти несложные упражнения.

  • Называйте предметы другими именами

Мы привыкли называть предметы именами существительными: чашка, табурет, пальто, бутылка, рюкзак. Попробуйте давать им новые имена, выраженные словосочетаниями, в которых не используется само название вещи.

Вместилище утренней бодрости (кофейная чашка);

Мой зимний кокон (пальто);

Твердая оболочка воды (бутылка).

Старайтесь давать предметам причудливые, но при этом понятные прозвища. Можете вовлечь в этот процесс друзей, превратив его в «угадайки»: вы называете придуманное метафорическое название, а друг угадывает, что вы имели в виду.

  • Объясняйте суть вопроса через ассоциации

Вы можете делать это в общении с друзьями, на работе или просто прокручивать упражнение в голове. Тут уже все зависит от того, насколько окружение готово к восприятию метафор и насколько такие конструкции уместны в тех или иных ситуациях.

«Мне нужно отремонтировать мотоцикл» — «Мне нужно подлечить железного коня».

«Я хотел бы сделать ремонт в квартире» — «Моему жилищу пора освежить имидж».

  • Ищите метафоры

Предыдущие два упражнения касались создания метафор, это же предполагает обратный процесс. Мы будем расшифровывать уже существующие сравнения в речи. Читая книги, просматривая фильмы и даже просто разговаривая, вдумывайтесь: какие словосочетания являются метафорами, по каким сходным свойствам они были образованы.

В боевиках часто можно услышать: «Я накормлю тебя свинцом!» Это метафора, и все мы прекрасно знаем, что она обозначает – угрозу пристрелить. Но почему накормлю? Потому, что после выстрела свинцовая пуля оказывается в человеке, как и еда после приема пищи.

  • Применяйте метафоры при запоминании

Это довольно распространенный способ запоминания имен, номеров телефонов и других важных блоков информации, основанный на сравнениях.

Мне не сразу удалось запомнить фамилию одного из моих любимых актеров Бенедикта Камбербэтча. Но в одной из статей на глаза попалась шутка о его фамилии: «Она звучит так, будто кто-то чихнул». С тех пор мне сразу же вспоминается Сова из мультфильма о Винни Пухе, и легендарный диалог:

— …чертополох…

— Будь здорова!

И сразу же всплывает в памяти фамилия актера.

Старайтесь почаще сравнивать новое с тем, что уже есть в вашей голове, и увидите, что информацию запоминать намного проще, чем может показаться.

***

Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы в разговорной речи, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы, мы делаем свой интеллект более гибким. Если бы мы сравнили свой мозг со спортсменом, то сказали бы, что метафора развивает ловкость и скорость. Мысли и так быстрее света, а если придать им осмысленное ускорение… Охватите открывающиеся перспективы, и вы поймете, сколь огромные ресурсы скрыты в наших мозгах.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя