Как правильно реагировать на конструктивную критику

4
8665

От того какое у нас отношение к критике, как мы воспринимаем критику в свой адрес  зависит многое. Не правильно реагируя на критику, мы можем испортить отношение не только с начальством и коллегами по работе (что может сказаться на карьерном росте), но и с близкими людьми. Не обращая внимание на конструктивные замечания, мы не обращаем внимание на собственные промахи и ошибки, и в итоги наступаем на одни и те же грабли.

Иногда наши неудачи являются следствием, каких-то не правильных действий, которые мы не всегда можем увидеть и понять, поэтому важно уделять внимание критическим замечаниям. Не зря же говорят, что со стороны виднее. Так что критика бывает полезна. Важно только научиться правильно на нее реагировать.

Как реагировать на критику

Если ваши уши открыты для похвалы, лести и подхалимства, но закрыты для конструктивной критики забудьте о настоящем успехе. Если вы хотите расти и совершенствоваться, то должны воспринимать критику и относится к ней с должным вниманием. Критика это личный резерв совершенствования, цените ее, это помощь в поисках и устранении недостатков.

Правильно реагировать на критику, значит не принимать ее на свой личный счет и не преувеличивать ее значение.  Иначе это отрицательно влияет не только на качество и эффективность работы, но и наносит вред вашему здоровью. Если вам указывают, на какие-то ошибки в работе или на негативные качества вашего характера (например, на высокомерное поведение) важно понять, что критикуют не ваше истинное «я», а только один из его аспектов.

Главное, что следует знать человеку желающему развить в себе правильное отношение к критики — все, что справедливо, надо признать! Ведь именно исправление ошибок и является целью любой конструктивной критики (речь не идет о ложной и деструктивной критике, о ней в следующей статье).  Выслушайте не перебивая, после предложите свои варианты исправления ситуации или попросите совета (если вам указывают на ошибки и недостатки, наверняка могут что-то посоветовать), ну или просто скажите, что услышали и не оставите это без внимания.

Когда вас критикуют, сохраняйте самооценку и уверенность в себе. Вам будет значительно легче воспринимать критику, когда вы одухотворены, нежели когда чувствует себя неуверенно.

Когда вас критикуют, и делают это агрессивно, со злостью постарайтесь отделить эмоции от ценных советов и рекомендаций. Ведь порой, не зная как относиться к критике, люди пропускают ценные замечания, обращая внимание лишь на критический тон.

Если ваш руководитель излишне критичен и любит начинать любой разговор с замечаний, относитесь к этому с должным спокойствием (начальство не выбирают), даже если эти замечания необоснованны. Реакция на критику должна быть такой: выслушайте и приведите аргументы (записи, документы, результаты…), предложите возможные варианты выхода из данной ситуации, а после перейдите к другому вопросу. Что касаемо критики со стороны сослуживцев, вспомните высказывание Михаила Светлова: «Если несколько человек сделают одинаковое замечание — я задумаюсь».

Не всегда на критику следует отвечать сразу, особенно это касается импульсивных людей. Если вы отличаетесь взрывным характером, лучше немного подождите. Отвечая зло, с чувством оскорбленной гордости, мы, как правило, потом об этом жалеем.

Также чтобы правильно воспринимать критику следует усвоить что:

  • Любая конструктивная критика несет пользу.
  • Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков.
  • Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка.
  • Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение.
  • Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

Американские психологи Коннира и Стив Андреас занимающиеся изучением воздействия критики на здоровье и самочувствие людей пришли к выводу, что ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто, услышав замечание, чувствует себя опустошенным, является отношение к критике. Людям, остающимся спокойными, легче оценить критику, решить, есть ли в ней рациональное зерно и определиться, как следует себя вести себя. А те, кто не умеет правильно реагировать на критику, не понимает ее истинный смысл, принимают сказанное близко к сердцу и приходят в отчаянье.

P.S. Избежать критики не удастся ни кому, помните мудрую пословицу — «Не пинают только дохлую собаку».

4 Комментарии

  1. Практически ежедневно нам делают замечания. Особенно это касается тех случаев, когда Вы, идя к своей цели, уже добились определенного успеха. Как только что-то начало получаться, появились первые результаты, откуда-то возникают разные люди, выражающие свое недовольство. Это естественный процесс и необходимо правильно к нему относиться.
    В первую очередь, необходимо понимать, что не критикуют только тех, кто ничего не делает. Поэтому критика — это хорошо. Например, Вы можете намеренно ее услышать, прямо попросив покритиковать Вас умных и грамотных людей, из слов которых можно будет выделить нужные и полезные замечания. Обращайтесь к своим преподавателям, знакомым и друзьям, к тем людям, кто компетентен в той сфере, в которой Вы хотите преуспеть. Таким образом, Вы значительно облегчаете свою задачу, поскольку, по сути, за Вас будут думать другие. Критикуя, они на самом деле только помогают Вам. Нужно всего-навсего нормально воспринимать их слова и указания. У каждого своя точка зрения и не всегда она совпадает с Вашей. Но! Будут моменты, когда Вы будете очень благодарны этим людям, так как их замечания иногда могут оказаться дельными, своевременными и конструктивными. Именно ради этого нужна критика — как помощь, что бы исправиться и стать лучше. Просто измените свое отношение к ней. Чтобы делать свою работу более качественно, не помешает иногда прислушиваться к мнению других, честно признавая свои ошибки. Думайте наперед, к какому результату приведет Ваше отношение к подобным вещам в долгосрочной перспективе.
    Другое дело, если Вас критикуют те, кого Вы не просили итого делать. Тут важно понять, что в основном такая критика неконструктивна и несерьезна. Ничего, кроме негатива, она не несет. Критика без предложений и альтернатив попросту бессмысленна, являясь лишь обычным сотрясением воздуха. Вы будете время от времени слышать, что «у тебя ничего не получиться», «чем ты таким занимаешься», «будь как все». Бросаться подобными фразами — удел неудачников. А кто, собственно, это говорит? Обычно это те люди, которые самостоятельно ничего не создавали и сейчас ничего полезного не делают. Комментарии таких знатоков смешны и примитивны. Очень часто они звучат просто из зависти. Не реагируйте на подобные высказывания, будьте выше их. Как сказал Карел Чапек: «Критиковать — значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел». Человек, создающий что-то свое, никогда не скажет Вам плохих слов. Он отлично понимает, насколько непросто дается реализация своего стремления.
    Поток обсуждений не прекратится никогда. Всегда найдутся «умники», которым Ваша деятельность будет не по душе. Относитесь к ним с юмором. Можно здорово посмеяться и поднять себе настроение, слушая глупые умозаключения, а порой банальную чушь. Ни для кого не секрет, что успешные и влиятельные люди, реализовавшие свои мечты, неоднократно слышали язвительные высказывания в свой адрес, когда только шли к своей цели. Однако в будущем подобные словоизлияния лишь приобретали характер восхищения, когда человек делал какое-то изобретение или воплощал в реальность, казавшуюся невероятной ранее идею. Генри Форда в свое время вообще считали сумасшедшим, над ним даже смеялись, когда он работал над автомобилем. Сейчас всем известно, кем впоследствии стал Генри Форд.
    Любая точка зрения имеет право на существование, другое дело, с каким отношением на нее откликаться и откликаться ли вообще. Сколько людей — столько и мнений. Не обращайте внимания, игнорируйте всякого рода оскорбления и не забывайте слова Льва Толстого: «Глубокая река не возмутится от того, что в нее бросить камень; так же и человек, если он возмутился оскорблениями, то он не река, а лужа». Принимайте к сведенью советы разумных и образованных людей. Верьте в успех и двигайтесь только вперед.

  2. Прочел фразу «Если ваши уши открыты для похвалы, лести и подхалимства, но закрыты для конструктивной критики забудьте о настоящем успехе.»
    Человек который написал сие не в себе! Именно холуйство и имение изощренно лизнуть персону от которой зависит карьера была, есть и будет основной составляющей «настоящего успеха», другое дело что понимать под «настоящим успехом»… Полагаю что 99.9% респондентов, в этом словосочетании понимают деньги и власть…Ну а те, кто мыслит иначе, не читают подобную рубрику!

  3. Yuri, как можно не понимать столь очевидной истины и путать одно с другим. Одно дело льстить, другое пропускать лесть через себя и внимать, внимать… Вы в себе?

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя