Многим знакома ситуация, когда сложно сделать правильный выбор в процессе принятия ответственного решения. В поисках ответа мы обращаемся к книгам или штудируем интернет. Но в результате огромное количество переработанной информации не разрешает проблемы. И внезапно в поле нашего внимания попадает история, которая позволяет достаточно просто решить проблему. Это может быть обыкновенный анекдот, жизненная история или точно подмеченная фраза. Подобные метафоры способны глубоко проникать в наше подсознание. В результате правильный ответ к нам приходит сам собой.
В древние времена подобные истории назывались сказительством. Наши предки придумывали рассказы, основой для которых были вполне реальные факты. При этом историям придавался мистический характер. В результате на свет появлялась сказка. Сегодня же подобное искусство носит название сторителлинга.
Сторителлинг – это повествование различных мифов, сказок, притч или былин. Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. Среди психологов подобные истории носят название метафор, так как основой их создания являются сходства и аналогии, которые формируются по формуле «Х относится к Y как A относится к В».
Подобные рассказы призваны оказывать воздействие путем понятного и простого намека. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в притче. Таким образом, сторителлинг – это отличный инструмент для работы с бессознательным.
Данная методика была разработана Дэвидом Армстронгом, являющимся главой корпорации Armstrong International. В процессе создания сторителлинга им был учтен следующий психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения. После того, как человек выслушал вас, он начинает вам доверять. Вам же становится существенно проще убедить его в чем-то или мотивировать на какие-то действия.
В настоящее время наблюдается активное использование сторителлинга в психотерапии. Данное направление называется нарративной психотеропией. Кроме того, этот прием успешно используется в коучинге, бизнесе и во многих других областях. Когда же речь идет об использовании сторителлинга в менеджменте, он называется «копоративный сторителлинг». Именно о нем мы будет говорить в данной статье.
Цели сторителлинга
Чаще всего применение сторителлинга можно наблюдать в сфере работы с персоналом при возникновении следующих ситуаций:
- В процессе передачи некоторых сформировавшихся традиций в конкретной организации, которые основываются на принципе «У нас принято/не принято». Сторителлинг позволяет создать понятную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Человек более явно понимает, кто создал конкретные правила и с какой целью.
- Для того чтобы внедрить новую или укрепить ранее принятую корпоративную идеологию. Подобный метод передачи ценностей упрощает отношения между сотрудниками, а также заметно сокращает количество возникающих конфликтов. При этом самооценка каждого сотрудника повышается. К примеру, Дэвид Армстронг использует множество рассказов о выдающихся поступках обыкновенных служащих. Больше всех он любит историю о девушке, прошедшую в три часа ночи ради клиента милю, и о пожилом сотруднике бухгалтерского отдела, который сумел разобраться в весьма непростой ситуации и сохранил для фирмы очень ценного клиента. Такие рассказы дают возможность работникам осознать, каким должен быть хороший сотрудник компании и какое поведение будет поощряться руководством.
- В процессе обучения новых кадров технике ведения переговоров или работе с возражениями. Истории о том, как компания успешно смогла реализовать какой-то проект, очень ценны. Вот почему сегодня даже некоторые российские фирмы приняли концепцию сохранения информации об основных достижениях ведущих менеджеров.
- Для эффективной мотивации работника. Нужно прививать сотрудникам мнение, что на работе не стоит просто формально отбывать время. Каждый кадр должен рассматривать свой труд как важнейший вклад в продуктивное развитие компании и личную карьеру. Подобные рассказы могут быть о том, как какой-то сотрудник достиг невероятного карьерного роста, а также истории об отцах-основателях фирмы. Сегодня практически каждая западная компания может поделиться со своими сотрудниками историей о том, как сообразительный и хваткий молодой человек, начинавший работать курьером, в итоге дорос до руководителя департамента или, того более, до главного акционера. В СССР на крупных промышленных предприятиях также довольно часто использовался сторителлинг. Это побуждало людей на активные действия.
- Для развития лояльности работников. Когда каждый трудящийся любит и гордится своей компанией, значительно уменьшаются издержки на материальное поощрение персонала и на устранение последствий нелояльного отношения сотрудников.
- Для возвышения менеджера в глазах подчиненных с целью придания ему большего авторитета, сделав при этом образцом для подражания.
- Для контроля отношения сотрудников к ошибкам руководителей и трудным ситуациям, которые случаются в компании. Среди работников фирмы IKEA весьма популярны рассказы о том, насколько скуп основатель бизнеса Кампрад Ингвард. Человек, владеющий крупнейшей сетью магазинов, во время командировок обитает в трехзвездочных отелях и практически не использует такси, выбирая общественный транспорт. Именно там, по словам Ингварда, он узнает предпочтения народа. Недавно журналисты узнали, что возраст автомобиля, на котором ездит основатель крупной компании, перевалил отметку в пятнадцать лет. Также Ингвард предпочитает летать в эконом-классе, а во время совещаний требует от работников использовать две стороны бумажного листа. Подобные рассказы не будут лишними, если распространять их среди сотрудников в тяжелые для компании времена.
Таким образом, зная основные цели сторителлига, можно смело использовать данный инструмент в подобных ситуациях.
Правила сторителлинга
Чтобы результат от рассказов был максимально высоким, стоит иметь ввиду следующие правила сторителлинга:
- Рассказы должны быть короткими и трактоваться однозначно. Хорошая история – та, в которой делается акцент на главной мысли. Важно, чтобы рассказ завершался поучением. История не должна быть сухой констатацией факта. Она должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям.
- Тот, кто рассказывает историю, должен делать это убедительно. Такую задачу стоит поручать более опытным сотрудникам по сравнению со слушателями. Если история повествуется достаточно увлекательно – окружающие хорошо ее воспримут, не посчитав такой шаг занудством или бесцельным отвлечением от главной темы. Рассказ не будет воспринят, если его мораль не соответствует принятым в компании ценностям.
- Также корпоративный сторителлинг должен быть максимально ненавязчивым. Не нужно рассказывать одну и ту же историю по несколько раз. В историю не будет лишним привносить какие-то новые факты, которые ранее игнорировались. Иначе такие рассказы могут со временем наскучить работникам, которые не первый год трудятся в компании.
- Чтобы сторителлинг был эффективным, надо делать рассказы сквозными. То есть знакомить с ними нужно сотрудников на всех уровнях. Однако для каждого уровня интерпретация должна быть своя.
Отвечая на вопрос, что такое сторителлинг, стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Индейцы говорят: «Кто рассказывает истории, тот управляет миром». Каждый, кто активно использует сторителлинг, сможет подтвердить правдивость этой поговорки. А все потому, что правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на человека и его поступки.
Теперь вы имеет представление о том, что такое сторителлинг. Корректное применение этого инструмента поможет вам повлиять на конкретную личность и мотивировать ее на какие-то действия. Данный навык можно использовать и в повседневной жизни, и в бизнесе.
Интересная статья… Но понятие сторителлинга вызывает внутри какое-то сопротивление.
Во-первых, — само это иностранное слово. Сколько их появилось в нашем языке?! Они все непонятные, им нет точных определений, но людям почему-то нравится ими пользоваться. Наверное, так они чувствуют себя в самом потоке времени.
Во-вторых, — эта железная хватка бизнеса, она присутствует везде, и это понятие — не исключение.
Я понимаю, этого требует время и положение каждого в современном обществе, но пока всё выглядит дико, неуклюже и разрушительно для русского человека и нации в целом. Вот такие какие-то ощущения возникают внутри при знакомстве с этим понятием. Хотя в целом, всё полезно, правильно и даже необходимо. То есть, в существовании этого понятия и его активного развития в русском и снг-овском обществе присутствует объективная закономерность.
А можно пару историй для примера???
Наташа, абсолютно с Вами согласна. Слово колючее, на слух воспринимается плохо. Смотрела вебинар по сторителлингу. Ведущий — преподаватель ВУЗа. Сначала говорил ерунду про рекламу. А слова -«прикольно», «клёво», а иногда переходил на английский, потому что не мог подобрать аналог в русском. Богатый и красивый, великий русский язык мельчает? Жуть какая-то? Сохраним русский язык — сохраним нацию и страну.
Прочитал с некоторым удивлением. Всё это давно описано у Милтона Эриксона в его знаменитой системе с рассказыванием историй. Так называемый эриксоновский гипноз, когда человек, не вводится в состояние гипноза, но достигается очень хороший эффект внушения. Зачем было придумывать этот, совершенно лишний термин, из статьи не понятно.
Александр Гордеев, не неси чушь, какой еще гипноз??!!))) Термин неудобоваримый это да, Но ты вообще по-моему не знаешь о чем пишешь.
Почему, собственно, чушь? Нормальное программирование сотрудников и мотивация на определенную модель поведения. То, что в этом нет ничего нового, это очевидно, все это активно практиковалось еще во времена Советского Союза на нас с вами, кто помнит. Одни рассказы о пионерах-героях чего стоили?))) А рассказы про дедушку-ленина, начиная с младшей группы детского сада? Все это называлось воспитанием нового человека- строителя коммунизма. Был даже такой термин «Моральный кодекс строителя коммунизма», опять же, кто помнит и в курсе дела. Просто теперь это адаптируется к бизнесу, к созданию корпоративной истории и т.д. А суть и цель одна- активное промывание мозгов в определенном направлении. Кстати, ничего плохого в этом не вижу)))
Это ещё что! Перед этим прочитал на эту тему очень мутную статью. Что ни абзац — иностранные слова! На кого рассчитан весь этот бред. Любят у нас иные личности блеснуть знанием английского. В итоге получили корявый русский. А тема, действительно, очень интересная. Да, она во многом перекликается с эриксоновским гипнозом. Незаметно втюхивать то, что надо, на уровне подсознания. Тут я полностью согласен.
Сторителлинг — умение уболтать кого-либо. Клиента на покупку или сотрудника на трудовые подвиги. Или девушку на секс.
Интересно