Спорт – постоянное состязание. Человек на беговой дорожке, футбольном поле или татами хочет только победы. В спорте такие правила: или проиграл, или победил. Но совсем иное дело – реальная жизнь. В жизни не всегда нужно быть конкурентами, как в спорте. В обычной среде необходимо быть единомышленниками, выходить на сотрудничество, стремиться не только к результативности, но и доставлять радость себе и партнерам по бизнесу, учебе, личной жизни.
Что такое стратегия win-win
Многие люди переносят соревновательный мандраж и на обычную жизнь. Если в детском саду, то только главная роль на утреннике. Если в школе, то только «пятёрки». Если в институте, то только староста.
С одной стороны — это хорошо. Судьба благосклонна к тем, кто хочет быть первым. Однако есть в бесконечных соревнованиях и негативные моменты. Когда вся жизнь превращается в состязания с другими людьми, то:
- мы забываем об интересах других личностей и этим их обижаем;
- мы лишаемся поддержки тех людей, которых мы стремимся во чтобы то ни стало обыграть;
- мы становимся злее и циничнее к окружающим, и они платят нам тем же;
- мы перестаём выбирать адекватные приёмы общения с коллегами, партнёрами и не останавливаемся ни перед чем, потому что очень хочется победить.
Кстати, даже спорт со всей его жестокостью, порой, являет примеры истинного благородства. Оно проявляется в том, что противники, ещё минуту назад боровшиеся в отчаянной схватке, в трудную минуту приходят друг другу на помощь: помогают при травмах, дают возможность отдохнуть, отдышаться, подбадривают. Неписанный кодекс чести спортсменов называется фейр-плей.
В реальной жизни не так давно в обиход практической психологии вошло понятие win-win. В переводе с английского win — это победа. Стратегия win-win даёт возможность выиграть обоим противникам. Она противоположна стратегии win-lose, при которой кто-то один должен обязательно оказаться в проигрыше.
Её впервые ввели в обиход в 1981 году профессора Гарвардского университета Роджер Фишер и Уильямом Юри.
Стратегия win-win, примеры
Приведём несколько историй из реальной психологической практики, рассказанных пациентами, которые убедились в выгоде стратегии win-win.
- Александр и Марина после развода соревновались в том, кто из них лучший родитель. Если Александр дарил сыну телефон, то Марина тут же дарила планшет, на что Александр отвечал ноутбуком. Если Марина везла летом сына в Египет, это означало, что на осенние каникулы Александр поедет с ребёнком в Лондон. Каждый из родителей старался склонить мальчика в свою сторону. Двенадцатилетний Никита жил в ситуации постоянного выбора между мамой и папой. Это привело к серьёзному неврозу у мальчика. Невроз долго и тяжело лечили у психологов и психиатров. К счастью, болезнь ребёнка заставила родителей всерьёз задуматься над своими поступками и объединить силы для того, чтобы помочь Никите выздороветь.
- Вечером на пустынной загородной трассе Дмитрия обогнал автомобиль. Дмитрию почему-то не понравилось, что его обогнали, он увеличил скорость, и обогнал этот автомобиль в ответ. Но через полминуты неизвестный автомобилист обогнал его снова. Оба водителя вошли в азарт. Они обгоняли друг друга до тех пор, пока соперник Дмитрия на большой скорости не свалился в кювет. Дмитрием овладел страх, что теперь ему придётся отвечать за дорожное хулиганство. Но всё-таки порядочность и сочувствие к «потерпевшему» взяли верх. Дмитрий остановил свою машину и спустился в кювет. Другой участник «соревнований» был жив, и уже понемногу начал выбираться из машины. Дмитрий помог ему выбраться и отвёз его на своей машине до ближайшей больницы (у «соперника» было вывихнуто плечо и повреждена кисть руки). По дороге оба участника ДТП разговорились. Обсудив произошедшее, они пришли к выводу, что на дороге гораздо уместней взаимовыручка и соблюдение «дорожной вежливости», чем соревнование.
- Игорь и Глеб работали в одной фирме. Оба усиленно делали карьеру и соперничали в этом друг с другом. Каждый старался как-нибудь отличиться, и при этом обязательно стать лучше другого, и занять более высокое место в фирме. Они предлагали и осуществляли проект за проектом один другого лучше. Начальство устраивала такая гонка: она шла на пользу работе. Но как-то пришёл новый начальник, который не знал о соперничестве Игоря и Глеба, и поручил им один общий проект. Дело тут же застопорилось. Пока два карьериста доказывали один другому превосходство каждый своих методов работы, проект стоял на месте, а рейтинг обоих в глазах нового начальника стремительно падал, обоим намекнули о возможности увольнения. Игорю и Глебу ничего не оставалось, кроме как объединить свои усилия в работе над проектом. Оба стали думать о работе, а не о собственном самолюбии, и увидели, что им неплохо работается вместе, когда талант и знания обоих расходуются на общее дело. Они справились с делом блестяще. Теперь они партнёры, совладельцы общей фирмы.
- Ирина и Ольга — бывшая и новая жёны Алексея, ненавидели друг друга, и старались тем или иным способом сделать друг другу что-то неприятное. В первой семье у Алексея осталась дочь, поэтому он никак не мог избегать встреч с Ириной, её матерью. Иногда он навещал дочь у Ирины, иногда девочка проводила время в его новой семье. Женщины старались настроить ребёнка друг против друга. Девочка пересказывала Ольге злые слова, сказанные о ней Ириной, и наоборот. Иногда женщины звонили друг другу, выясняли отношения. Упрёкам Алексею и с той, и с другой стороны не было конца. Но однажды Алексей попал в очень затруднительное положение. Небольшая фирма, которой он владел, обанкротилась, и ему нечем было выплачивать долг. И совершенно неожиданно для самих себя обе женщины помирились, каждая взяла кредит и они обе выручили его.
Как реализовать стратегию win-win с оппонентом
- Придумайте хорошую стратегию, выгодную для обоих.
- Скажите своему оппоненту, что хотите ему предложить выигрышную для обоих стратегию. Предложите ему подумать о том, как это может выглядеть.
- Если он вам не доверяет, спросите, какие доказательства вашей лояльности ему нужны. Возможно, на первых порах вам понадобится посредник, которому вы оба доверяете, который рассудит вас.
- Будьте открыты для любых предложений с его стороны.
- Если до этого вы были врагами, то не делайте вид, что этого не было. Признайте, что могли быть в чём-то неправы.
- Продемонстрируйте, чем ваши предложения могут быть выгодны.
- Докажите ему, что новая стратегия выгодна и вам.
- Познакомьтесь с членами его команды. Представьте ему свою команду.
- Разбейте деятельность на этапы, чтобы была возможность контролировать стратегию на небольших участках.
- Ставьте оппонента в известность о возникающих у вас проблемах. Вникайте в его проблемы.
- В споре не занимайте целиком негативную позицию. Соглашайтесь с тем, с чем можно согласиться.
- Отмечайте маленькие победы в сотрудничестве. Говорите, что вам понравилось и что — не очень. Делайте комплименты.
- Будьте позитивны, говорите о хорошем, улыбайтесь.
У стратегии win-win есть определённые недостатки. Она требует больших затрат времени и сил, которые идут на установление контакта, доверительных отношений. Однако есть и несомненные преимущества: когда она реализована, можно перестать тратить энергию на соревнование и стать со своим оппонентом союзниками.
Автор: Родион Чепалов (коуч, практикующий психолог)
У меня есть качество: я не могу не помогать хорошим людям и достойным инициативам. Деловой подход хорошо, а человеческий лучше. Главная задача продавца и предпринимателя помочь решить задачу Клиента, придумав, как заработать на этом! Прибыль это не цель, это лишь «кровь», которая помогает жить и развиваться бизнес-организму. Я всегда по жизни был сторонником схемы win-win в переговорах, задолго до того, как узнал про это понятие. А еще я всегда стремлюсь дать больше, чем ожидают от меня! Рекомендую взять это на вооружение. Тогда у Вас будут не просто постоянные клиенты, а преданные и счастливые Клиенты, а это, как известно, лучшие продавцы! Правда, это требует индивидуального подхода, важно чувствовать человека. С детства помню фразу «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».