Самопрезентация: 5 этапов, 6 советов, сотни возможностей

0
209

Содержание

  • Как презентовать себя 
  • Самопрезентация: план-пример 
  • Самопрезентация на собеседовании 
  • Как написать самопрезентацию в анкете 

Самопрезентация для современного человека — это неотъемлемая часть жизни в социуме. Она может быть природной и искусственной. В первом случае презентация осуществляется непрерывно с момента рождения человека и формирования его неповторимого образа. Индивид даже не задумывается над тем, как он постоянно демонстрирует свои достоинства и недостатки. Природная презентация более честная, чем искусственная, так как человек во время нее остается естественным.

Искусственная презентация — это намеренная демонстрация своих сильных качеств с целью произвести на кого-то хорошее впечатление. Мы представляем не только товары и услуги перед покупателями. Мы презентуем себя перед работодателями, знакомыми, потенциальными друзьями и партнерами, будущими вторыми половинками. Окружение человека — это те, кому пришлась по душе какая-то из его самопрезентаций. 

презентация себя

Как презентовать себя 

Для начала нужно разобраться с самим термином «самопрезентация». Это демонстрация собственных достоинств перед аудиторией, создание положительного образа в ее глазах. Чтобы представить себя в лучшем свете, нужно составить подробный план презентации. Экспромты могут себе позволить только профессиональные ораторы, которые имеют многолетний опыт подобных «выступлений». Для тех, кто пробует себя презентовать впервые, нужен план.

Каждый его пункт — это шаг к успеху в завоевании слушателей/зрителей. Чтобы правильно подготовиться к этому испытанию, необходимо изучить свою аудиторию. Подобрать «ключик» к этому замку поможет информация о тех людях, для которых вы и создаете свой образ. Одни и те же факты два разных человека могут воспринимать по-разному. К примеру, информацию о том, что вы предпочитаете гибкий график и работаете по велению вдохновения, креативщики примут на «ура». Консерваторы посчитают это признаком лени, недисциплинированности и несерьезного отношения к работе. 

Самопрезентация: план-пример 

На бесконечных просторах глобальной паутины можно найти сотни образцов самопрезентации, но почти каждый из них составлен примерно по одному и тому же плану. Эта схема работает безотказно. Она задает направление для составления речи, выступая в роли «скелета», который вам придется одеть поприличнее. Примерный черновик плана должен состоять из следующих пунктов:

  • Приветствие. Вы ведь вежливый человек, поэтому в первую очередь нужно поздороваться и представиться, чтобы аудитория знала, кого слушает. Уместно будет кратко упомянуть о том, что для вас важно их внимание. Это станет первым плюсом к вашему образу, который слушатели добавят неосознанно. Если говорить о значимости их внимания слишком много, то эффект будет противоположный.
  • Коротко рассказать о себе, как о личности и специалисте в той или иной профессии. Не углубляйтесь в собственную биографию. Смешные случаи из детства интересны только вашим родителям и близким родственникам, здесь это будет неуместно и скучно. Нужно указать дату рождения и информацию об образовании. Коротко рассказать о том, какой путь вам пришлось пройти, чтобы оказаться там, где вы находитесь сейчас.
  • Теперь наступает пора основной части выступления — короткого рассказа о собственном развитии и росте в рамках специальности. Нужно осветить только самые значимые этапы, когда вы повышали свой профессионализм. Здесь можно упомянуть о достижениях, наградах и поощрениях, которые вы получали. Не стоит переходить на хвастливый тон. Это вызовет негативную реакцию у аудитории. Поменьше восхвалений, побольше сухих фактов.
  • Рассказать о том, какие перспективы вас ждут, если вы не сбавите заданный темп. Личная эффективность потенциального работника — это одна из основных составляющих реализации его возможностей. Если человек не верит в себя и свои силы, то и добиться многого у него не получится. Рассказывать о том, как вы будете сворачивать горы, не следует, как и проявлять неуверенность. Нужно найти золотую середину.
  • Поблагодарите аудиторию за внимание и потраченное время, попрощайтесь с ней. Вы должны быть вежливым в любом случае. Даже если вам показалось, что завоевать доверие слушателей не получилось, нужно сохранить лицо до тех пор, пока вы не покинете место собственной презентации. Это может стать плюсом к вашим достоинством в глазах аудитории.

Во время самопрезентации вы должны виртуозно совместить демонстрацию собственных «сильных» сторон с процессом расположения аудитории к себе. 

Как презентовать себя

Самопрезентация на собеседовании 

Как интересно рассказать о себе, к примеру, если вы хотите поразить слушателей креативным подходом к самопрезентации? Можно разбавить речь сдержанными шутками или аллегориями. Лучше всего накануне выступления потренироваться на других слушателях, которые смогут дать ценные советы. Со стороны ошибки и огрехи всегда более заметны.

Первое впечатление — как татуировка. «Свести» или замаскировать ее другим рисунком впоследствии будет очень сложно. Именно поэтому так важно сразу произвести хорошее впечатление, чтобы у аудитории в памяти закрепился ваш положительный образ. Для его создания во время своего монолога нужно воспользоваться шестью полезными советами:

  • Выбросить из своей речи весь словесный мусор и слова-паразиты. Обычно ими заполняют паузы, чтобы не потерять нить разговора. Привычка к «ну» и «эээ», «так вот», «собственно» может быть настолько сильной, что отказ от нее лишит вас уверенности. Не поддавайтесь.
  • Говорите ясно и громко. Если слушатель перестает разбирать вашу речь, то он теряет интерес к презентации и до самого конца будет витать в облаках, изредка кивая головой. Это провал. Ваша речь должна излучать уверенность в себе. Для этого нужно самому поверить в то, что вы говорите. Потому и не рекомендуется слишком сильно «украшать» факты, вуалируя их ложью.
  • Избавьтесь от излишней жестикуляции. Вы не пылкий итальянец, у которого жесты — такая же важная часть общения, как и сама речь. Излишняя жестикуляция или слишком живая мимика вызывают у аудитории усталость. Используйте жесты только в тех случаях, когда нужно сделать акцент на сказанном.
  • Продемонстрируйте свою любознательность. Важно убедить аудиторию в том, что ваше нынешнее место в жизни — это не предел. У вас есть еще множество целей, которых вы хотите добиться. Существуют десятки способов развиваться и расти дальше. Вы не готовы останавливаться на достигнутом. Энергичные люди заражают своим энтузиазмом остальной коллектив, поэтому работодатели таких работников ценят высоко.
  • Не игнорируйте вопросы, которые задают вам слушатели. Возможно кому-то потребовались пояснения, и вас даже перебили прямо во время рассказа. Придется остановиться, удовлетворить любопытство спросившего и продолжить дальше. Так вы покажете, что вас не так уж просто запутать и вы не боитесь говорить «без бумажки».
  • Смотрите прямо в глаза слушателям. Это правило легко реализовать, если перед вами сидит один человек. Когда слушателей много, нужно выбрать одного, на котором и будет фокусироваться взгляд. Зрительный контакт позволит создать благоприятную атмосферу. Если вы будете блуждать глазами по потолку, рассматривать оригинальный узор на шторах или пересчитывать папки за спиной у одного из слушателей, то ваше выступление не произведет желаемого эффекта. Вы ведь не цитируете стихотворение на уроке литературы. Когда человек не может сконцентрировать взгляд на аудитории, то создается впечатление, словно он говорит заученные вещи и его очень легко отвлечь от монолога.

Обязательно нужно уделить особое внимание внешнему виду. Одежда должна подходить для случая. Если вам по каким-то причинам не удалось надеть «правильный» костюм, то наряд должен быть хотя бы чистым и аккуратным.  

Самопрезентация на собеседовании

Как написать самопрезентацию в анкете 

С письменным представлением все намного проще. Составить текст самопрезентации получится даже у тех людей, которые не чувствуют уверенности в собственных силах. Они могут облечь свои мысли в любые слова. Такой вариант идеально подходит талантливым работникам, опытным профессионалам, которые не могут преодолеть свой страх выступлений на публике.

Анкета обычно представляет собой набор вопросов. Это еще один плюс. Вы можете использовать столько времени, сколько вам будет достаточно для составления взвешенных ответов. Вам не придется составлять план презентации и вести за собой «сюжетную» нить повествования. С другой стороны в анкетах меньше возможностей продемонстрировать свой креатив, хотя даже в простом ответе на обычный вопрос можно проявить творческий подход, если у вас действительно богатая фантазия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя