Когда краткость сестра таланта?

1
7813

Содержание

  • Пластинку заело?
  • Слишком много подробностей
  • Не в ту степь
  • А теперь разбавим водичкой
  • Лаконичность в работе

Когда краткость сестра талантаМало кто знает, что у знаменитого и талантливого русского писателя Антона Павловича Чехова был брат Александр, который тоже подарил свое сердце литературе — он писал прозу, статьи, пьесы, мемуары. В апреле 1889 года в письме своему брату Антон Чехов дал ему советы к написанию пьесы, где говорил, что автор должен не бояться показаться глупым и уметь вольнодумствовать. И главная рекомендация: «Краткость — сестра таланта».

С тех пор сия крылатая фраза означает, что любое хорошее произведение выделяется краткостью и доступностью изложения мысли — без лишних отступлений и «воды». Но как научиться этому умению и как отличить, когда краткость — сестра таланта, а когда — смертельный враг? Я расскажу вам об этом, но для начала давайте поговорим о врагах самой краткости.

Пластинку заело?

Часто бывает, что человек выскажется, а потом начинает повторять ту же мысль по второму кругу, но уже другими словами, после чего заходит на третий, будто скакун на ипподроме. Это нередко происходит и в письменной речи — автор перегоняет одну и ту же мысль из пустого в порожнее, и создается впечатление, что читателя где-то одурачили. О таком еще говорят — много букв, мало текста.

Это происходит по двум причинам — либо автор думает, что не смог донести свою идею, либо несознательно считает, что все кругом глупые и не понимают с первого раза. С этой болезнью нужно бороться, ставя себя на место визави — любого будет раздражать, если ему талдычить по кругу одно и то же. Просто нужно научиться принимать мысль, что окружающие люди не такие уж глупые и способны усвоить информацию с первого раза. А не смогут — перечитают еще раз или переспросят. И не нужно повторять им по сто раз одно и то же. Вы же не думаете, что слушатель в силу своей недалекости не может понять все с первого раза? Поэтому научитесь останавливаться, когда появляется желание начать ту же песню заново — эти бесконечные повторения утомляют и раздражают. Напомню еще раз: не нужно повторять все по десять раз, иначе вас просто перестанут слушать или читать.

Ой, что-то у меня пластинку заело…

Слишком много подробностей

Стараясь максимально раскрыть идею своей речи или литературного произведения, автор нередко добавляет море подробностей — причем не всегда нужных. Эти несущественные мелочи работают во вред — рассеивают внимание собеседника, мешают ему сосредоточиться на главной мысли. В итоге его голова оказывается забита всякой ерундой: статистическими данными, датами и цифрами, биографиями людей, имевших косвенное отношения к теме, размером ноги и цветом глаз главного героя, погодными условиями и составом земли места происходящих событий….

Стоп, пора остановиться! Даже у меня разболелась голова от такого длинного и ненужного предложения. Так что не берите с меня пример и не углубляйтесь туда, куда не надо. Детали важны только в конструировании механизмов — в композиции повествования они зачастую не играют вообще никакой роли.

Не в ту степь

Это более расширенный вариант ситуации из предыдущей главы. Автор начинает детализировать, одна подробность цепляется за другую, всплывают лирические отступления. И все — мысль потеряна безвозвратно.

Была мне знакома одна женщина, которая могла говорить по три-четыре часа кряду, не останавливаясь. Бывало, встретит знакомую на улице, и давай ей что-то рассказывать, да со всеми подробностями, да по сто раз одно и то же. Знакомая уже прощается десятый раз, а эта женщина все никак не наговорится. Часто с собачкой гуляла — бедненькая животинка уже поводок десять раз вокруг ее ног обернула, а та и не видит, стоит и болтает. Собачка, кстати, очень красивая была, хоть и беспородная — ей даже в выставке предлагали участвовать. На какого-то терьера похожа очень. Но документов у нее не было. Да и родители тоже без документов — а точнее мать ее, потому что отец-производитель совсем неизвестен. Вырвалась она как-то с поводка, три дня не было, потом нашли, всю грязную и в репейнике. И уже беременную — ну как часто это бывает.

Так, а к чему это я?

А теперь разбавим водичкой

Многие люди замечают в текстах, рассказах собеседника, да и за собой одну очень интересную, но не очень приятную особенность построения этого самого текста или повествования. Она часто встречается у людей, которые много говорят или пишут ввиду своей профессии — это могут быть политики, журналисты, писатели, телеведущие и представители других специальностей, связанных с частым и разнообразным общением. Правда, не всем эта особенность играет на руку — иногда слушателям просто надоедает переваривать этот витиеватый набор многочисленных слов, не несущих в себе глубокого смысла, или несущий, но как-то вяло — приходится осторожно и бережно выбирать его крохотные золотые крупицы из этого пустого и серого песка словоблудия, которым я, к слову, сейчас и занимаюсь.

Особенно опасна эта особенность в случае, когда у человека богатый словарный запас и он умеет говорить или писать красиво. Слушали-слушали (читали-читали), уши развесили, глазами похлопали, да так ничего не поняли.

Особенность эта называется «вода» — ее так окрестили в память о рыночных и магазинных торговцах, имевших дурную привычку разбавлять водой пиво, молоко, водку и все, что только можно разбавить. Объем остается тот же, но содержание куда беднее. Но ведь покупателя (слушателя, читателя) долго обманывать не получится. Рано или поздно высокое содержание воды будет раскрыто, и торговец потеряет всех своих клиентов.

***

Ну что же, мы разобрались с главными врагами краткости, но как же научиться их избегать? Как правильно выстраивать линию беседы, презентации или рассказа, чтобы не запутать себя и всех остальных? Вот несколько основных правил:

1. Логика в помощь.

У тех, кто не умеет справиться с собственными словами, в голове обычно такая же каша. Если человек не умеет правильно выразить мысль, то велика вероятность того, что его мысль такая же недодуманная и сырая. Человек с четким логическим мышлением умеет разложить все по полочкам быстро и аккуратно (читайте «Как развить логическое мышление»). А значит, прежде чем начинать, нужно додумать до конца мысль, причесать ее, отщипнуть все ненужное и потом уже приносить в материальный мир.

2. Строгая композиция.

У каждого хорошо продуманного текста или речи всегда существует четкая структура, следуя которой, автор не отклоняется от главной идеи. Если есть возможность заранее продумать все, что хотите сказать — продумывайте, обозначайте тезисы, пишите план. Со временем вы научитесь структурировать текст в уме, быстро и без подготовки.

3. Не бойтесь резать!

Таков совет начинающим писателям, который подойдет всем. Конечно, жалко уничтожать плоды своей работы — вы же ведь старайтесь. Но не бойтесь — научитесь безжалостно выбрасывать и вычеркивать все, что вызывает сомнения и кажется не самым важным. Больно, но надо. К слову, в первоначальном варианте эта статья была куда больше, чем теперь.

Лаконичность в работе

Мы рассуждали о краткости в речи, но она должна присутствовать в любой работе, которую делает человек. И в одежде, и в картинах, и в зданиях, и в телепередачах. Когда чему-то не хватает краткости, обычно говорят — это слишком аляповато и помпезно, автор явно переборщил, у него нет чувства меры, ему бы добавить сдержанности. Краткость, лаконичность, простота — это неотъемлемые атрибуты хорошего вкуса и стиля. Посмотрите на самые известные произведения человеческих рук — Эйфелеву башню, египетские пирамиды, статую Свободы. Как говорится — ни прибавить, ни убавить, ничего лишнего, ничего ненужного. Это и есть краткость в своем лучшем проявлении.

***

Действительно, краткость — сестра таланта, но всегда ли? И правда, этой крылатой фразой часто прикрываются люди ленивые, которые сделают дело лишь бы как, а свои недоделки объясняют «краткостью». Краткости тоже должно быть в меру — убирая все несущественное, нужно учиться оставлять важное, а не обрезать палец вместе с ногтем.

Настоящий мастер своего дела никогда не поленится переделать свою работу, удалить лишнее, сделать более лаконичным то, что слишком затянуто. Краткость — это труд, заставляющий выверять каждый шаг и проверять важность каждой детали. И вот тогда, когда остается только самое необходимое — это и есть идеал. Это золотая середина, сочетающая в себе полноту выражения идеи и простоту, не обремененную излишним оформлением.

1 комментарий

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя