Инвестиции в искусство

1
2950

Инвестиции в искусствоСпециалисты по инвестициям утверждают, что вложения в искусство на длительный период по доходности сопоставимы с акциями. С одной лишь разницей —  от владения шедеврами живописи можно получить не только прибыль, но и удовольствие. Владельцы трех уважаемых европейских галерей рассказывают, что стоит покупать, чтобы не потерять свои деньги, чьими советами руководствоваться и почему это нужно делать именно сейчас.

Андриан Мельников, Kunstberatung Zürich AG

Что именно приобретать? Это зависит от ваших вкусов. Лично я бы не стал делать ставку на современное искусство. Оно, на мой взгляд, бездушно, излишне концептуально и неоправданно дорого. Сейчас оно пользуется популярностью, но останутся ли эти фамилии в веках? Не лучше ли вкладывать в то, что проверено временем? Полотна старых мастеров, а также импрессионистов, абстракционистов, сюрреалистов, модернистов? Цены на них стабильны.

Если вам по душе старые мастера, то обратите внимание на искусство XVI-XVII веков: на семью Брейгелей, семью Кранахов. Если вам ближе искусство XX века, то без риска можно покупать Дали, Магритта, Лемпицку, Ренуара, Моне и пр. Если вы хотите сделать вложение на будущее, то можно сделать ставку на красивых, но пока недорогих постимпрессионистов. Поклонникам русского искусства конца XIX — начала XX века я бы порекомендовал помимо громких имен принимать во внимание и художников второго-третьего эшелона. Совсем скоро их стоимость также возрастет.

Для инвестиций в русское искусство сейчас хороший момент. Цены на многое снизились, но это временное явление. Как только ситуация в стране стабилизируется, русское искусство снова будет востребовано. Подобную ситуацию мы наблюдали в 1997-1999 годах: тогда цены упали, но уже через пару лет началась настоящая охота за русским искусством. Ведь его очень мало. Большая часть находится в экспозициях и запасниках музеев, остальное — у коллекционеров и инвесторов, которые не собираются расставаться со своими собраниями.

Миряна Маричевич, Maricevic Fine Art & Antiques

Кризис — хорошее время для инвестирования в искусство: цены ниже, а выбор, наоборот, больше в связи с растущим предложением на арт-рынке. Мы сейчас больше покупаем, чем продаем. Я оптимистично смотрю на будущее советского искусства, особенно работ академиков. Послевоенное искусство является одним из самых быстрорастущих сегментов, но инвестировать в этот сегмент — определенный риск, связанный со спекуляциями.

Мы начали собирать произведения советских академиков около тридцати лет назад. В декабре 2011 года открылся Институт русского реалистического искусства, а тогда этой темой еще никто не занимался. Благодаря хорошим отношениям с художниками нам удалось собрать большую коллекцию, которую несколько лет назад мы показали в Русском музее. Так получилось, что с коллекцией я рассталась, но теперь мы ее заново собираем, и довольно успешно. Недавно купили восемь лучших картин Г. М. Коржева, которые будут участвовать в выставке в Третьяковской галерее в будущем году. Сейчас найти хорошие, музейного уровня работы советских художников можно только за границей, почти все было вывезено в 1980-90-е. Есть большие коллекции в Тель-Авиве, на Тайване, в США. Например, в Миннесоте есть частный Музей русского искусства, собрание которого насчитывает около 2000 работ. В России картины художников шестидесятников находятся либо в музеях, либо в семьях художников, у которых приобрести произведения трудно. Ведь в СССР не было рынка искусства: художники работали на государство, они не привыкли продавать «частникам». Эта редкость определяет цены. Выдающиеся работы выдающихся художников — Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Гелия Коржева, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Виктора Попкова, Виктора Иванова, Валентина Сидорова — стоят дорого и цены на них не падают.

Но сейчас можно выгодно купить не только советское, но и классическое русское искусство. Цены в целом снизились на 30-40%, иногда до 50% доходит. Например, Коровин русского периода недавно продавался за полтора-два миллиона, теперь его предлагают меньше, чем за миллион. Более традиционное искусство, значение которого в перспективе не будет переоценено, имеет более низкую доходность, но в то же время более низкий уровень риска. Также я считаю, что русские коллекционеры недооценивают графику, ее мало кто собирает. А ведь в России всегда была очень сильная школа графики. Можно не очень дорого купить работы выдающихся художников — Репина, Серова, Шишкина. А вот графика Саврасова стоит почти так же, как его картины.

Коллекционирование — это серьезная работа, для этого нужно время, опыт. Нельзя рассматривать инвестиции в искусство просто как инвестиции. В это должна быть вовлечена душа. Надо ходить по музеям, посещать выставки, изучать интересующие вас темы и периоды искусства, советоваться с музейными работниками, кураторами, галеристами. Профессиональный совет очень важен. Инвестировать в живопись ниже определенного уровня нет никакого смысла. Приобретать нужно только произведения высокого класса, качественные вещи, в хорошем состоянии, и без специалиста тут не обойтись. И да, качественная живопись стоит дорого, но она того стоит.

Джеймс Баттервик, James Butterwick

Во что вкладывать деньги в искусстве? Все мы ищем ответ на этот вопрос. Иногда ошибаемся, иногда угадываем. Сложно дать совет абстрактно. Надо смотреть на коллекционирование глазами любителя искусства, а не только финансиста.

Начинающим коллекционерам я говорю — идите к арт-дилеру и вместе ищите. Через какое-то время вы сами начнете разбираться, сможете сами покупать, но не сразу. Русские клиенты часто не доверяют дилерам, думают, что на них хотят заработать, и покупают сами. А потом приходит ко мне человек, показывает картину, а это оказывается подделка. Я спрашиваю: «Как вы купили?». Он говорит: «Мне принесли картину известного художника, попросили пятьсот тысяч и сказали, что обычно она стоит два миллиона. Как было не купить?» Если картину предлагают слишком дешево, это же первый признак того, что что-то не чисто! Не пытайтесь сэкономить на искусстве! Хорошие вещи стоят дорого, и, как ни странно, чем дороже работа, тем, скорее всего, будет проще ее продать потом. Посмотрите: в топовом сегменте рынка проблем нет. Причем как в западном, так и в русском искусстве.

Доказательство — декабрьский аукцион Christie’s, на котором картина Серова ушла за рекордные для русского искусства £10 млн. Я как дилер тоже не почувствовал на себе падения спроса на русское искусство, хотя вообще оно есть. Просто потому, что у меня было несколько очень хороших работ, на которые всегда найдется покупатель, и не один. Повторюсь, качественное искусство всегда продается.

У меня есть клиент, который раньше покупал вещи в пределах трехсот тысяч, а теперь покупает за два-три миллиона, но реже. И он полностью перешел на импрессионистов, причем берет только главные имена. Он правильно делает — количество таких работ ограничено и цены на них будут только расти. Я сам, для себя, начал коллекционировать старых мастеров, английскую акварель рубежа XVIII-XIX века и импрессионистов второго эшелона. Мне тоже важно не потерять деньги, поэтому я слежу за динамикой цен и пока очень доволен, цены на эти направления стабильно растут. Если бы возможностей было побольше, я бы непременно сейчас покупал русское искусство, XIX век, начало XX века. Цены упали в несколько раз, самое время собрать коллекцию. Так же я верю в советское искусство и продолжаю покупать нонконформистов, на мой взгляд, они очень дешево стоят. Но нужно очень тщательно отбирать, покупать только самое качественное и торговаться. Я уверен, что в будущем произойдет переоценка, и советские нонконформисты будут оценены по заслугам.

1 комментарий

  1. Добрый день. Понравилась статья, но хочу с Вами поспорить на счет современного искусства! Я прожила в Италии более 15 лет, и работала с картинными галлереями очень тесно. Современное искусство идет нога в ногу с нашей жизнью и временем. А времена «бурлаки на волге» уже прошли, и сейчас искусство отражает наш мир седня! С другой стороны , антиквариат и модернизм слишком уж понятен и банален на мой счет. 100 смотрящих людей на одну и туже картину видят одно и тоже, а в современном искуссве все как раз наоборот! Каждый понимает по своему! 15 лет назад мне довелось познакомиться с итальянцем который влезал в огромные долги для приобретения картин современного направления и сейчас он очень состоятельный человек и до сих пор плачет что занимал мало денег! Да я и на своем личном опыте знаю что такое современное искусство! Вы видели что происходит сейчас с Итальянскими художниками послевоенного времени? Фонтана, Манзони, Мерц, Кастеллани, Скеджи, Боналуми? Могу продолжать список очень долго, я всех их знаю работы очень хорошо! Отследите рост цен на картины Скеджи, умер давно, долго был недооценен, а год назад взлетел!!!! И сейчас стоят его работы от 300 тысяч евро и выше! А года три назад можно было купить еще за 50 тысяч! С Боналуми была знакома лично… Была т.к. Этот замечательный художник умер пару лет назад. На самом деле кто окунается в этот мир принимает картинную болезнь если можно так назвать, потом уже никогда от этого не вылечиться. Если Вам интересно пообщаться, буду рада! К большому моему сожалению в России нет еще такой культуры по вложению в современное искусство, мы как всегда в конце всех развитых стран. А потенциал ведь есть и деньги тоже! Нехватает специалистов но я думаю это временно! Пару лет назад сама стала коллекционировать современное искусство и очень довольна как материально так и душевно! Тк обладать одной единственной в своем роде картиной -это огромное удовольствие! А открывать новых художников еще интереснее! Спасибо.

Оставьте ответ

Введите ваш комментарий!
Введите здесь своё имя