Бутстрэппинг — старинное английское слово, которым сегодня принято называть новое направление в бизнесе. Дословный перевод этого термина звучит как «ушки на задниках ботинок». Раньше сзади на обувь прикреплялись специальные кожаные шлейки, с помощью которых можно было легко натянуть ботинок на ногу. В Англии говорили: «Вытянуть себя из трясины за ушки на ботинках». В переносном смысле это обозначало, что человек добился своего положения самостоятельно, без чьей-либо помощи.
После небольшого экскурса в историю несложно будет догадаться, что такое бутстрэппинг — это развитие собственного небольшого бизнеса с ноля без привлечения инвестиций либо при минимальном участии внешнего капитала. Его также можно назвать бизнесом на свои деньги.
Бутстрэппинг является небольшим стартапом, в котором задействованы такие способы изыскания первоначального финансирования:
- лизинговое приобретение необходимой аппаратуры;
- собственные сбережения;
- заем у друзей и родственников;
- офис или мастерская на дому, работа без аренды помещения;
- развитие бизнеса при параллельной занятости на основной работе;
- приобретение не новых, бывших в употреблении агрегатов;
- кооперация при покупке материалов с другими такими же начинающими дельцами, зачастую это позволяет получить большую оптовую скидку;
- привлечение к проекту друзей и родственников, согласных работать на перспективу;
- аренда помещения вскладчину с другими фирмами;
- привлечение грантов;
- бартерный обмен неиспользованных товаров на нужные вам услуги;
- сотрудничество с наемными работниками вместо предоставления им постоянной работы и т. д.
В бутстрэппинге основной акцент ставится в первую очередь на продукт или услугу, востребованную на рынке – нужно найти незанятую ячейку бизнеса, чтобы избежать большой конкуренции. Это может быть и товар, который до этого не завозился в ваш регион, и услуга, оказываемая в необычное время (например, ночью и по выходным, в то время как конкуренты работают только стандартную пятидневку).
Например, в Японии лет 10 назад появился такой вид услуги, как времяпровождение в кафе с кошками. Поскольку японцы живут в очень маленьких помещениях и много работают, у большинства нет возможности держать дома животных. Вот предприимчивые бизнесмены и придумали новый способ заработка, справедливо предположив, что их земляки согласятся заплатить деньги, чтобы погладить мурчащий источник позитива. Теперь популярность таких кафе растет по всему миру.
Или возьмем, к примеру, хостелы. Это западная практика, но недавно они начали открываться и на просторах СНГ – мини-отели рассчитаны на тех, кто не может заплатить за гостиницу, но не притязателен в быту и готов терпеть соседство нескольких человек в одной комнате. Эта ниша была не занята, поэтому хостелы очень быстро стали востребованными.
Следует также учесть, что самые успешные предложения делают люди, которые до этого уже были специалистами в данной сфере. То есть, потрудившись на работодателя, они зачастую уходят в свой бизнес по тому же направлению, чтобы реализовать собственные идеи.
Конечно, у бутсрэппинга, как и у любого явления на нашей планете, есть свои достоинства и недостатки.
Плюсы бутстрэппинга:
- Человек, сумевший создать работающее предприятие с ноля, не имея никакой финансовой страховки, попутно учится на собственном опыте извлекать максимальную выгоду при минимальных затратах, целенаправленно расходовать средства. Впоследствии, если к финансированию его детища подключатся инвесторы, он сумеет сохранить и приумножить их деньги, ведь до этого обходился совсем без них.
- Минимальный финансовый риск. При провале стартапа бутстрэппер потеряет только вложенные в проект личные средства, но при этом не окажется по уши в долгах, которые придется возвращать инвесторам всю оставшуюся жизнь.
- Отсутствие начального финансирования заставляет предпринимателя искать необычные пути решения задач, создавать новые предложения на рынке, проявлять творческое мышление. Как говорится, художник должен быть голодным.
- Независимость от мнения инвестора. Предприниматель может самостоятельно принимать все решения, благодаря чему имеет шанс создать нечто уникальное, воплотить свою мечту, проверить собственные силы, а не действовать исключительно по указке того, кто вложил деньги в его проект.
- Поскольку чистая прибыль играет большую роль сразу же со старта проекта, бутстрэппер очень быстро учится ориентироваться на потребности клиентов, изучая их мнения и отзывы.
- Все идеи и наработки будстрэппера являются его собственностью, их не присвоит инвестор.
- Есть шанс развить из своего небольшого бизнеса огромную компанию — многие мировые корпорации начинали именно так.
- Чем раньше к бизнесу привлекается инвестор, тем большую часть своей компании придется отдать ему. Следовательно, чем дольше предприятие существует без привлечения займов, тем большую долю получают его основатели.
Минусы бутстрэппинга:
- На первых порах такая фирма зачастую не приносит никакого дохода, поскольку всю чистую прибыль необходимо тут же инвестировать в сам проект. Придется экономить каждую копейку.
- Нужно очень много и быстро работать. От скорости бустреппера зависит его выживаемость. Нет права на ошибку, промедление и лишние движения. Такой бизнес подходит только для людей с жилкой авантюриста, психологически готовых к неожиданным сюрпризам и ежедневному выматывающему труду.
Считается, что проект имеет право на существование, если он прошел проверку боем – первое время работа в условиях бутстрэппинга довольно экстремальна, нужно ежедневно сводить концы с концами и выдумывать самые причудливые способы решения возникающих проблем.
Поначалу может казаться, что дело не двигается с мертвой точки, и у многих опускаются руки – они думают, что их затея провалилась, поэтому сами бросают свой проект. Иногда бывает, что они выдыхаются перед самым финишем – еще немного, и проект начал бы приносить деньги. Это первые отсеявшиеся конкуренты.
Следующим будут те, кто допускал ошибки и крутился слишком медленно – при всем их усердии предприятие становится все более убыточным, и закрыть свое дело вынуждают внешние обстоятельства.
И лишь те, кто самоотверженно трудился, чтобы поймать свою волну успеха, наконец-то вылетают на ее гребне наверх, к реализации мечты о собственном доходном бизнесе.
***
Сегодня по причине мирового экономического кризиса бутстрэппинг является одним из самых распространенных способов бизнес-старта. Но, как говорится, все новое — хорошо забытое старое. В странах бывшего Советского Союза после перестройки свой бизнес начинали так практически все — сначала работали челноками, покупая товар на сэкономленные или занятые у родственников деньги, затем развивали сеть ларьков, магазинов. Таким образом поднялись многие «крутые» бизнесмены. И если они смогли сделать это в условиях тотального дефицита и безденежья, то сейчас у начинающих предпринимателей куда больше возможностей и шансов сотворить свое дело практически из ничего.