Содержание
- Рынок интернет-торговли в России
- Плюсы интернет-торговли
- Что продается онлайн?
- Как сохранить интернет-магазин в кризис?
- Основные тенденции
Каждый день в Сети появляется множество новых интернет-магазинов. Некоторые из них разрастаются и становятся успешными, другие же сразу исчезают с рынка. Несмотря на кризис и растущую конкуренцию, онлайн-торговля продолжает стремительно развиваться, все больше переходя из дополнительного сервиса для торговли в отдельный сегмент маркетинга.
Рынок интернет-торговли в России
В нашу страну онлайн-торговля пришла относительно недавно, тем не менее в последние годы можно наблюдать огромный рост продаж именно через интернет-магазины. Аналитики сообщают, что до кризиса ежегодный прирост российских интернет-продаж достигал 25%. Еще в 2010 году их доля в общем товарообороте страны составляла менее 1%, а на конец 2014-го достигла уже 5%.
Это, конечно, не идет в сравнение с Европой и США, где доля интернет-продаж в общем товарообороте устойчиво занимает 15%. Причиной такого отставания российского рынка, прежде всего, является пока менее развитая зона интернет-покрытия.
В ближайшем будущем эта зона в России продолжит разрастаться, невзирая на экономическую ситуацию и другие внешние факторы. Таким образом, продажи, совершаемые в Интернете, будут только увеличиваться, а интернет-торговля станет одним из самых перспективных направлений развития бизнеса.
Плюсы интернет-торговли
Важным плюсом создания интернет-магазинов является тот факт, что онлайн-торговля требует минимального вложения денег. Все, что необходимо, это разработка сайта, регистрация юридического лица и небольшой офис. Предприниматель, делая выбор в пользу Интернета, освобождает себя от расходов на аренду складов и помещений под магазин. Это связано с тем, что, обработав заказ клиента, продавец бронирует конкретный товар на складе у дистрибьютера. Также для интернет-магазинов требуется меньшее количество персонала, зачастую именно это становится причиной низких цен на товар при онлайн-продажах относительно офлайна (разница в цене составляет порядка 10%, но бывает, что доходит до 30%).
Конечно, интернет-магазину требуется служба доставки. Но на сегодня рынок обладает достаточным количеством фирм, готовых взять это на себя за относительно небольшую плату. Загнанные в условия конкурентной борьбы службы доставки оптимизируют свою работу, снижая стоимость собственных услуг до минимальной, но при этом сохраняя высокий уровень качества. Это делает доставку товара из онлайн-магазинов еще более недорогой и быстрой.
В настоящее время все крупные торговые сети так или иначе уходят в онлайн. Например, интернет-продажи компании «M-Видео» еще в 2011 году увеличились на 90%. С тех пор топ-менеджмент компании делает упор именно на интернет-сегмент.
Что продается онлайн?
Складывается впечатление, что сейчас в Интернете можно купить все что угодно. Однако это не так. В сети огромный спектр товарных сегментов и целые торговые ниши, которые пока вообще не заняты. На данный момент наибольшей популярностью среди интернет-покупателей пользуются различная бытовая и электронная техника, компьютеры и сопутствующие им товары, а также одежда и обувь. Также хорошо продаются в Интернете книги, детские товары, билеты и тур-поездки, товары для строительства и ремонта.
Не так давно было сложно представить, как можно покупать одежду в Интернете, но сегодня одежда уже на третьем месте среди приобетаемых в онлайн-магазинах товаров. Однако наибольшая конкуренция сейчас ощущается среди компьютерной, бытовой техники и электроники, косметических и гигиенических товаров.
Наиболее перспективными нишами являются либо абсолютно пустующие, либо те, в чьем направлении работает незначительное число интернет-магазинов. Анализируя рынок, можно предположить, что наиболее популярным сейчас становится заказ еды через Интернет.
Простота создания, минимальные расходы, легкость ведения бизнеса, высокий рост популярности среди покупателей делают интернет-магазины неотъемлемой частью развития современного бизнеса. Онлайн-торговля имеет огромное будущее и является наиболее перспективным направлением среди прочих видов продаж.
Как сохранить интернет-магазин в кризис?
Нынешний экономический кризис ощущается во всех сферах: рушатся любые бизнес-стратегии, а перспективы развития рассыпаются на глазах. Однако как бы ни росли цены, люди все равно вынуждены покупать огромный спектр различных товаров. Учитывая, что дешевле и удобнее делать это через Интернет, многим онлайн-магазинам кризис может сыграть на руку.
По опыту прошлого кризиса можно заметить, что даже при спаде экономики интернет-коммерция сохраняла тенденции роста. Причиной как раз послужило то, что аудитория обладает сложившимся представлением — в Интернете купить дешевле. Однако спрос рос только на такие товары, как книги, продукты, одежда. Другая ситуация на рынке онлаин-торговли сложилась в области услуг. Это было связано с тем, что их потребителями являются, как правило, компании, а не физические лица. А компании в первую очередь стремятся сократить издержки, в то время как частные лица продолжают покупать.
Нынешний кризис смогут выдержать интернет-компании, отслеживающие эффективность своих бизнес-процессов и имеющие достаточный оборот, чтобы удержаться на рынке. Руководители крупных интернет-магазинов прогнозируют в ближайшем будущем закрытие или поглощение небольших компаний, закрытие нескольких крупных игроков, поэтому оптимистично смотрят на долгосрочную перспективу рынка, разрабатывая программу действий в кризис.
Основные тенденции
По предварительным прогнозам, к 2020 году прибыль от интернет-магазинов должна вырасти до 2180 млрд руб., а доля интернет-продаж в общем товарообороте страны составит 7%. Сложившаяся экономическая ситуация не должна сильно повлиять на рынок онлайн-торговли, хотя может несколько сократить показатели роста.