Большинство руководителей бизнеса, с которыми мне приходилось общаться, не могут четко сформулировать, чем их компании отличаются от конкурентов. К чему это может привести, и как исправить ситуацию?
Недавно я просматривал анкеты обратной связи, собранные у участников одного из моих последних семинаров. Исходные данные: аудитория — более 30 собственников бизнеса, возраст — от 25 до 63 лет, направления — от организации детских праздников до продажи хлебопекарного оборудования. Анкета состоит из нескольких блоков, в одном из которых участнику семинара предлагается самостоятельно оценить состояние маркетинга и продаж в бизнесе, выставив по каждому из утверждений оценку от 1 до 5, где 1 — очень плохо, а 5 — очень хорошо. Проанализировав анкеты, я обнаружил очень интересный факт.
Одно из утверждений звучало так: «Уникальное торговое предложение и позиционирование моего бизнеса понятны и широко узнаваемы среди целевой аудитории». Казалось бы, кому, как не владельцу бизнеса знать, чем же его компания отличается от десятков и сотен конкурентов, предлагающих аналогичные товары и услуги? Но цифры сказали мне об обратном: 72 процента руководителей поставили своему бизнесу оценку от 1 до 3. Еще раз — 72 процента предпринимателей
, а это почти три четверти, признались, что они ничем не отличаются от аналогичных компаний! А что тогда говорить о рядовых менеджерах по продажам? Скорее всего, первые же возражения из разряда «Почему стоит покупать именно у вас?» или «Чем вы лучше конкурентов?» посадят их в лужу. И это еще «среди целевой аудитории», то есть среди тех потенциальных клиентов, на которых бизнес и ориентирован!
Осознав важность наличия аргументов для «отстройки» от конкурентов, предлагаю разобраться, что такое УТП, и как его правильно сформулировать. УТП — это аббревиатура от трех слов и расшифровывается как «уникальное торговое предложение».
Ищем выгоду
Так в чем же может заключаться ваша уникальность? Есть несколько вариантов: отличаться можно по цене (Lada), по товару/услуге (Apple), по ассортименту (IKEA), по сервису (DHL), по месторасположению (напрашивается пример «Евросети»), по маркетингу и системе продаж и так далее. Гораздо реже встречается уникальная рыночная ниша, хотя бы потому, что, как говорится, «свято место пусто не бывает»: вскоре новое перспективное направление привлечет других игроков, и вопрос уникальности опять станет актуальным.
Следующий вопрос, на который вам стоит ответить: чем же мы отличаемся от остальных? Существует несколько проверенных способов, как найти свое уникальное торговое предложение. Вот один из них:
- Проанализируйте, почему клиенту нужен товар/услуга/ сервис, который вы продаете. Какую проблему он хочет решить? Какую задачу выполнить? Каких результатов достичь? Какие эмоции ощутить?
- Определите список выгод клиента, которые он приобретет, «закрыв» свою потребность. Например, купив автомобиль, человек получает удобство и свободу в перемещении; заказав проведение специальной оценки условий труда, заказчик получает спокойствие и уверенность в том, что он избежит проблем с государственными органами, осуществляющими контроль в области охраны труда, и так далее.
- Проверьте каждый пункт — получит ли клиент ту же выгоду, если сделает покупку у вашего конкурента? Если нет, возможно, это и будет вашим уникальным торговым предложением.
Еще одним простым способом определить свою уникальность является опрос клиентов. Узнайте, почему человек совершил покупку именно у вас? Если большая часть покупателей называет одну и ту же причину — смело используйте это в качестве своего УТП.
Работая с самыми разными клиентами, я вижу одну и ту же ситуацию — собственник недоволен объемами продаж, объясняя это постоянным ростом количества конкурентов и снижением покупательской активности клиентов. Но при этом 3/4 директоров сами не могут объяснить, почему именно их компания должна быть привлекательна для целевой аудитории.
Автор: Алексей Московко, бизнес-консультант
И дальше-то, что? К чему такая «статейка», простите за определение. Вот выглядит это как реклама этому товарищу: Алексей Московко, бизнес-консультант. Сейчас надо ринутся в просторы интернета и срочно искать его многочисленные курсы? Или книги? Чтобы ответить себе на вопросы чем я лучше других компаний? Как будто выдернули часть обширной статьи и тут опубликовали. Мда-ааа… Даже добавлять к выше сказанному ничего неохота. Как там сейчас модное определение: Кто не умеет ничего делать сам, тот учит?))