Содержание
- Негативный опыт успешных дельцов
- Идеи не продаются
- Стремление к идеальности
- Бизнес ради денег
- Потребности рынка
- Не зацикливайтесь на деньгах
- Не нанимайте родственников
- Не забывайте о конкурентах
- За двумя зайцами
- Не забывайте о клиентах в погоне за прибылью
Открывающим свое дело бизнесменам часто дают советы: как поступать, чтобы добиться успеха. Это не совсем верно — не существует единого свода правил или каких-то отдельных рекомендаций, которые срабатывают во всех случаях. И все же накопленный многими поколениями дельцов опыт позволяет вывести некоторые закономерности противоположного плана — чего не нужно делать, дабы ваш стартап не потерпел фиаско. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные ошибки начинающих предпринимателей и научим вас избегать их.
Негативный опыт успешных дельцов
Бизнесмены-новички, начитавшись историй успеха известных предпринимателей, окрыляются ими и начинают свое дело, думая, что их путь будет выстлан лепестками роз. Конечно, интересно читать о достижениях, ведь это прекрасная мотивация. Но у всякого успеха есть и другая сторона — десятки провалов, упорное преодоление трудностей, кропотливая скучная работа, месяцы и годы подготовки. Этого не видно за великолепным блеском софитов, но это нужно знать и быть готовым к трудностям. Кроме того, о провалах нужно помнить, чтобы не повторять чужие ошибки — если кто-то уже прошел этим путем, то зачем делать это снова?
Идеи не продаются
А точнее их не покупают. Инвесторы не готовы вкладывать деньги в образ вашего будущего товара, ведь они тоже не хотят прогореть. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо не просто предоставить свою задумку, а продемонстрировать пробные экземпляры вашего товара, иметь предзаказы на него, а еще лучше, когда продукт уже кому-то продавался и на него имеются отзывы клиентов. Чтобы кто-то захотел вложить в вашу идею деньги, она должна быть уже в работе, а не только в задумке.
Стремление к идеальности
Проще говоря — перфекционизм. Многие новички погорели на своей чрезмерной старательности, пытаясь «вылизывать» все до малейших деталей. В результате они либо не достигали задуманного, потому что все сделать идеально в принципе невозможно, либо тратили на свой проект слишком много времени. В конце концов их клиенты уходили к конкурентам, которые делали свою работу может и не столь хорошо, но зато быстро.
Очень важно выйти на рынок раньше других, потому что покупатели лучше всего запоминают первопроходцев. И перфекционизм здесь — главный враг, отнимающий время.
Бизнес ради денег
Конечно, деньги в любом бизнесе имеют важнейшее значение — иначе какой тогда смысл открывать свое дело? Но сейчас мы говорим о другом: о зарабатывании денег как единственной цели построения бизнеса. Конечно, возможно получить хороший доход, продавая популярные товары, но ваше падение будет столь же быстрым, как и взлет. Построить долгоживущий бизнес на волне «мейнстрима» невозможно. Намного вероятнее достижение многолетнего успеха теми, кто воспринимает свой товар как объект увлечения, для кого интересен сам процесс, а не только прибыль. Часто такие дельцы совершают переворот в мире бизнеса и технологий.
Потребности рынка
У рынка свои законы и правила, которые не подчиняются единичным дельцам. Поэтому, начиная свое дело, хорошенько подумайте — а будет ли спрос на ваше предложение? Кто ваш потенциальный покупатель? Готов ли он платить цену, которую вы собираетесь назначить? Это может быть отличная идея, но если она не будет востребована, то провал гарантирован. Вы не сможете заставить покупателя захотеть приобретать продукт, который ему не нужен.
Даже огромные корпорации ежегодно тратят умопомрачительные суммы на исследование потребностей покупателей. Конечно, таких денег в момент старта у вас не будет, но зато у вас есть друзья и мировая сеть. Этого вполне достаточно, чтобы хотя бы провести опрос мнения потенциальных клиентов.
Не зацикливайтесь на деньгах
Все решают деньги — так думают многие начинающие бизнесмены. Они уверены, что главный и единственный ресурс, который необходим их предприятию — это деньги. Конечно, многие вопросы без них не решить — ведь специалисты не работают бесплатно, а сырье никто не раздает за «спасибо». Но не правильно считать, что для успешного развития вам нужны только финансовые ресурсы. Определенное сотрудничество может не принести вам денег, но зато выведет на хорошие технические возможности, рекламу, сеть распространения или полезные связи.
Не нанимайте родственников
Толковых сотрудников и партнеров для нового бизнеса найти нелегко. Редко встречаются люди, зараженные идеей и работающие на свое начальство с энтузиазмом. Таких старательных наемных работников найти сложно, но это еще не повод относиться к задаче спустя рукава. Выбирая сотрудников, партнеров и поставщиков, ориентируйтесь не только на стоимость их услуг, но также на личные и профессиональные качества.
И уж тем более не берите на работу родственников и близких друзей — своих или клиентов. Во-первых, личная связь мешает вам объективно оценивать их работу, а в случае некомпетентности их морально сложнее уволить, чем чужих людей. А во-вторых, в случае их карьерного роста в коллективе могут начаться неприятности и конфликты на почве того, что начальство продвигает кого-то «по блату». И тот факт, что родственник действительно очень хорошо работает, не будет никому интересен.
Не забывайте о конкурентах
Многие новички склонны преподносить свою бизнес-идею как нечто особенное и уникальное — а значит, не имеющее конкуренции. Это не верный подход. Что-то поистине особенное, чего никто не делал раньше, создается крайне редко. И даже если этого нет на рынке сегодня — не факт, что его не будет завтра.
Полезно изучить рынок на предмет того, пытался ли кто-то воплотить вашу идею раньше. Возможно и такое, что попытки уже были — но они оказались неудачными. Во всяком случае, отсутствие конкуренции должно не воодушевлять вас, а заставить крепко задуматься — может их нет потому, что продукт не востребован?
За двумя зайцами
Нередко начинающие предприниматели в поисках своего места под солнцем пытаются развивать сразу несколько проектов — авось какой-то да сработает. Но для достижения успеха нужно фокусироваться исключительно на одном стартапе. Распыление на много целей вызывает у партнеров и инвесторов подозрения, что предприниматель сам не верит в успех своего начинания или не относится к нему серьезно.
Достичь успехов может только команда, сконцентрированная на одном проекте — лишь она способна вложить достаточно сил и времени в свое дело.
Не забывайте о клиентах в погоне за прибылью
Такое случается со многими дельцами, выросшими до определенного уровня. В процессе расширения бизнеса они порой совершают действия, которые отвращают от них постоянных покупателей. Например, это может быть модернизация товара или сервиса, что всегда вызывает поднятие цен, или попытка расширения целевой аудитории.
К примеру, компания «Oldsmobile», производившая автомобили для людей старшего поколения, решила на волне ретро-моды привлечь молодых покупателей. Компания запустила рекламу, представлявшую ее автомобили как модные и «крутые». Молодежь не отреагировала на призывы, а значит, большие суммы, потраченные на рекламу, не окупились. Хуже того — из-за смены имиджа производителя он потерял часть прежних клиентов.
Преданности сотрудников добиться не сложно. Уважение к ним они понимают, как достойную оплату за труд, пенсионные отчисления и медицинское страхование. Главное, чтобы тебе было чем платить. Пока не достигнешь уровня хорошей выручки за день, никто не будет у тебя работать. Поэтому я сама себе начальник, продавец, швец и жнец, и на дуде игрец.
Отличие успешных людей заключается в том, что они работают на результат. Шаг за шагом, согласно плану, добиваясь нужного результата, они решают проблемы и движутся к своей цели. Остальные же ищут работу и работают за деньги. Смыслом работы большинства людей являются деньги, а не результат. В этом их главная проблема.
Самая распространенная ошибка начинающего бизнесмена, да и не только начинающего, неумение разобраться к нюансах конкретного бизнеса, разложить его на составляющие и понять, чего именно не хватает каждому из звеньев цепи. Приходит, например, клиент в рекламное агентство и говорит: «Поднимите мне продажи». Это, конечно, прекрасно, но слишком широко! Цель в рекламной кампании должна быть более конкретной. Например, вы хотите поднять продажи стиральных порошков. За счет чего? Один из возможных вариантов охватить новый сегмент рынка. Ну, например, заинтересовать людей, которые часто стирают цветные вещи. Таким образом, у агентства появляется не абстрактная цель увеличить продажи, а конкретная — привлечь этот сегмент. Ну. например, разъяснить, что наш стиральный порошок сохраняет цвета. Только с этим можно эффективно работать.