К сожалению, многие управленцы не видят никакого смысла в затратах на это своего времени и сил. Действительно, зачем руководителю эффективный сотрудник, который сможет выводить подразделения и направления бизнеса на новые уровни, достигать амбициозных целей? Многим руководителям, как это ни парадоксально, такие сотрудники не подходят, ведь они нарушают привычное течение их руководительской жизни и вынуждают начальника самому тянуться за такими подчиненными. Руководствуясь принципом «герой всегда идет в обход», они берут себе подчиненных на два-три порядка слабее себя.
Наверное, это происходит из-за того, что забывается главное — функция руководителя и специалиста отличаются друг от друга. Задача руководителя — организовывать работу своих подчиненных, даже тогда, когда подчиненные в чем-то профессионально превосходят своего руководителя. Руководителю не нужно вступать в соревнование с сотрудником и бояться его развивать. В своей деятельности руководитель и сотрудник идут параллельными курсами. Устойчивое сопротивление развитию персонала в организации можно сравнить с нежеланием родителя позволять своему ребенку взрослеть, пытаться удержать его все время в возрасте 5-летнего (4-х, 6-ти и любой другой возраст) ребенка.
Если говорить в нескольких словах, то все причины, почему руководители не способствуют обучению и профессиональному развитию персонала кампании (организации, предприятия, фирмы), сводятся к следующему:
- Не представляю, как можно развивать своих сотрудников;
- Не вижу, зачем это делать;
- Я сам не стремлюсь к развитию, так зачем развивать персонал;
- Трудно и страшно управлять работниками, которые умнее тебя;
- Не представляю, как именно руководить более развитым персоналом;
- Обученный и сотрудник будет претендовать на мое место.
- Развитый и образованный персонал найдет себе другую работу, а мне придется заниматься поиском нового сотрудника и делать все с начала.
Но вышеперечисленное — это всего лишь страхи и препятствия. И эти страхи рассеются, если руководитель поймет преимущества от того, что его подчиненные растут профессионально.
Важно понимать, что когда вы занимаетесь профессиональным развитием персонала, сотрудники чувствуют внимание и заботу со стороны руководителя. И это напрямую влияет на их заинтересованность в достижении целей, которые вы же им и поставите. Заинтересованный сотрудник с большим энтузиазмом овладевает новыми техниками, технологиями и прочим. Даже выполнение неинтересных работ у них проходит намного проще, ведь они понимают, что это — часть достижения важной поставленной руководителем цели. Также такие сотрудники с удовольствием ищут новые нестандартные решения и преодолевают препятствия, легче переносят трудности, не впадая в рабочую депрессию. Обучение и развитие персонала служит отличной мотивацией персонала и профилактикой против страшного кошмара всех менеджеров под названием «синдром выгорания», а соответственно и безразличия сотрудников.
Методов развития персонала, к счастью, огромное количество. Мы перечислим те основные, из которых вы сможете составлять собственные авторские методики, сочетая между собой различные программы и технологии, выбирая более уместные для конкретной компании и ситуации.
Обучение и развитие персонала: основные методы
Западные менеджеры наибольшее предпочтение отдают коучингу и стимулированию самостоятельного развития, наставничеству. Менеджеры наших компаний — больше предпочитают делегирование.
- Коучинг — структурированная беседа, раскрывающая потенциал сотрудника. Как это работает? Сотрудник приходит к коучу и говорит, что ему предстоит нелегкое для него задание, к примеру, презентовать проект на ежегодном собрании менеджеров. Здесь нужно понимать, что коуч — это специалист, главным качеством которого должно быть искреннее и настоящее любопытство по отношению к задаче, с которой пришел сотрудник. Также коучу просто необходима вера в то, что пришедший сотрудник знает ответ на свой вопрос. Коуч же задает только наводящие вопросы, а менеджер, отвечая на них, шаг за шагом приходит к решению своей проблемы. То есть, коуч заставляет сотрудника выйти за рамки задачи, увидеть ситуацию шире…
- Наставничество — это обучение собственным примером. Как правило, этот метод развития персонала применяется, если сотруднику нужно освоить новую для него операцию, новый вид деятельности. Как это работает? Руководитель сначала делает, а сотрудник — наблюдает. При этом руководитель свои действия сопровождает конкретными объяснениями. Затем сотрудник выполняет ту же самую работу уже под наблюдением наставника. А затем пускается в самостоятельное плаванье (контроль со стороны наставника при этом остается). Наставник должен понимать, что от него нужно очень много корректной, развивающей обратной связи в том случае, если подчиненный ошибается. А ошибаться работник, конечно, будет, и к этому нужно быть готовым.
- Делегирование. Профессиональное развитие сотрудника путем делегирования происходит тогда, когда ему поручают более важные и трудные задачи, не относящиеся к его непосредственным обязанностям. Тогда он вынужден дотянуться до уровня задачи и той планки, которую ему поставил руководитель. Таким образом, он начинает использовать новые инструменты, изучать новую информацию, развивать умения и навыки. Со стороны руководителя организации для делегирования нужно иметь смелость и научиться доверять своим подчиненным, ведь гораздо проще и спокойнее выполнить привычную работу самостоятельно, нежели обучать персонал и исправлять его возможные ошибки, тем более, что отвечать за результат все равно придется самому. Однако есть и хорошая новость. Она состоит в том, что делегирование дает дополнительный бонус руководителю — освобождается время руководителя для его же собственного развития или развития других сотрудников.
Руководитель в отношении развития является ролевой модели для подражания. То есть, если руководитель сам равнодушен к обучению, сложно ожидать от сотрудника каких-то активностей. В таком случае, сотрудник либо примет стратегию вялого и безынициативного поведения, либо уйдет к другому руководителю, в другую компанию, в другую сферу деятельности. Сам сотрудник — первый катализатор процесса развития. Без его желания и внутренней готовности процесс развития не несет никакого смысла — сложно развиваться «из-под палки». Но даже, если развивающемуся активному руководителю достанется вялый и немотивированный подчиненный, то талантливый руководитель все равно найдет подход и способ заинтересовать его в развитии и будет использовать яркие стороны сотрудника, полезные для общего дела, для бизнеса.
Эту статью читают не только руководители, но и простые сотрудники. Если вы не руководитель сейчас, кто знает, может, в скором будущем вы станете одним из успешных менеджеров компании. Все написанное вы можете применять в повседневной работе и обычной жизни.
Что мы можем посоветовать сотруднику, если ваш руководитель не инициирует развитие?
Во-первых, определите области, которые важны, прежде всего для вашей сегодняшней работы. Затем нужно понять, что в этой области вы хотели бы развить. Например, основной показатель работы менеджера по работе с клиентами — минимальное количество жалоб на уровень обслуживания, а, как правило, жалобы являются следствием неразрешенных конфликтных ситуаций. Если вы будете развиваться в области управления конфликтными ситуациями, вы сможете снизить этот показатель. Тогда эффективность вашей работы и, соответственно, ваша ценность как специалиста повысятся.
Во-вторых, проведите анализ инструментов развития, которые дадут максимальный эффект. Например, для приобретения навыков общения с клиентами больше подойдет наставничество и саморазвитие (посещение тренингов), чем коучинг или посещение высшей школы бизнеса. Вам также очень поможет, если вы обратитесь за помощью к коллегам, а лучше к hr-специалистам.
Автор: Наталья Скрипник (инструктор по обучению и развитию персонала)
Нанимайте умных, а не опытных Способные сотрудники дают возможность развивать компанию и увеличивать занимаемую ею рыночную долю. Если ваши сотрудники умны (а мы искренне в это верим) и должным образом подготовлены, они принесут вам максимум пользы и прибыли. Не бойтесь брать людей с недостаточным опытом. Нанимайте способных и сообразительных. Тогда вы сможете обучить их чему угодно и взрастить действительно ценные кадры.
Ни для кого не секрет, что деятельность hr-специалистов вовсе не ограничивается подбором персонала для компании. Помимо данной функции, специалистам отдела кадров приходится решать множество важных задач. И далеко не последняя из них — следить за уровнем удовлетворенности или неудовлетворенности сотрудников, знать, счастливы ли они на своем рабочем месте.
Речь идет не только о человеческом отношении. Недовольный сотрудник может создать компании немало проблем: будет работать «спустя рукава» и принесет меньше прибыли, чем ожидается; распространит среди знакомых дурную молву о предприятии; уволится в самый неподходящий момент. А если не только один сотрудник недоволен? Снижение производительности труда, постоянная текучка, — в общем, головная боль для руководства.
Для компании создание такой среды положительно скажется на финансовых показателях, на повышении эффективности труда и лояльности сотрудников. Они будут стараться проявить себя внутри компании и стремиться к повышению именно в ней, не выискивая более выгодные предложения на стороне.
Если в компании нет отдельного учебного центра, то и создание атмосферы обучения и развития персонала ляжет на плечи hr-специалистов. Необходимо расширить имеющиеся учебные программы, внедрить новые. В общем, создать полноценный и всеобъемлющий процесс. Сам собою он не запустится — необходимо отладить все вручную и «завести« механизм.
Один из важнейших принципов не только управления, но и самой жизни — это постоянное развитие. Для этого руководителю нужно развиваться самому и заботиться о развитии своего коллектива. Японский и американский принципы управления, пусть очагово-фрагментарно и осколочно-мозаично, но работают в наших условиях. Модели управления и прописывание бизнес-процессов — это не модное веяние, а необходимость! У нас небольшой коллектив, и я всегда подчеркиваю сотрудникам, что мы работаем в команде. Это подразумевает несколько принципов: ответственность за сделанный этап работы, взаимодействие и взаимозаменяемость. Командный дух в том числе можно развивать и через участие в спортивных мероприятиях — определенные традиции зарождаются в компании, также, как и в семье. У нас, например, сформировалась своя футбольная команда, мы вместе выезжаем на природу, отмечаем совместные праздники.
Мне нравится получать знания и стараться их применять на практике, выходить из зоны комфорта и закреплять новые навыки. Кроме того что я директор образовательного центра, я еще и преподаватель. Когда начинаешь преподавать, волей-неволей приходится повышать свой уровень знаний. Езжу на стажировки, в частности, был в США, Шотландии, посещаю семинары и в Тюмени — по сценической речи, быстрочтению. Обязательно вкладываю деньги в обучение персонала, наш центр сам занимается повышением квалификации кадров, поэтому кому как не нам знать, насколько это важно.
Сейчас многие компании дистанционно обучают сотрудников. И тут уже классические приемы мотивации работают не так хорошо.
Долго искал в интернете статью,как вовлечь сотрудников в онлайн-обучение. Нашел интересный материал — специалист по дистанционному обучению Skayeng делится личным опытом и лайфхаками по обучению сотрудников:
https://www.ispring.ru/elearning-insights/7-sposobov-vovlech-v-obuchenie/